Среда на этой неделе должна была стать тем днем, когда россияне готовились проголосовать за обновление ограничений в отношении срока полномочий президента Владимира Путина и ратифицировать изменения Конституции, предложенные им в феврале и позволяющие ему оставаться лидером страны до 2036 года.
Однако в марте сроки голосования были перенесены из-за пандемии коронавируса.
С того времени вирус смог значительно распространиться, — и то же самое можно сказать о недоверии к официальным данным. Если верить им, то в России около 58 тысяч инфицированных людей и всего 513 умерших. Однако опрос, проведенный в прошлом месяце неправительственным исследовательским «Левада-центром», показал, что 59% россиян не верят или верят лишь частично официальной информации о коронавирусе.
Даже если официальные данные являются заниженными, они, тем не менее, показывают, что короновирус распространяется со все большей скоростью, — количество новых заражений значительно выше на этой неделе, чем на прошлой.
В частности, существует скептицизм относительно последствий вспышек коронавируса в больницах, а сообщения о состоянии медицинского персонала и наличия персональных средств защиты и аппаратов искусственной вентиляции легких замалчиваются. Об этом сообщает газета «Вашингтон пост».
«Судя по всему, российская иерархия страха — от президента вниз до главных врачей в больницах — усиливает запугивание и возможность наказания для тех людей, которые откровенно говорят о дефицитах и количестве зараженных в рядах сотрудников системы здравоохранения в то время, как пандемия коронавируса продолжает распространяться по всей стране», — подчеркивает автор публикации в газете «Вашингтон пост».
COVID-19 оказывает влияние на экономику
Вызванный коронавирусом кризис, как ожидается, уничтожит 8 миллионов рабочих мест и нанесет значительный ущерб российской экономике.
Центральное правительство в Москве предложило минимальную финансовую помощь людям в России. Однако, как сообщает телекомпания Би-би-си, «основная часть государственной помощи и финансовых средств предоставляются большому бизнесу — больше сотрудников, более критично для российской экономики и менее критично для российского президента».
Это привело к тому, что малый бизнес, — он в большей степени страдает от введенного из-за коронавируса режима самоизоляции, — не чувствует поддержки со стороны государства и вынужден самостоятельно справляться с последствиями экономического шока, вызванного этой пандемией.
Помимо коронавируса, Россия — крупный нефтедобытчик, чья экономика основана на нефтяном секторе, — является одной из стран, наиболее пострадавшей от войны цен на нефть, а также от последовавшего за этим обвала цен.
Российское нефтяное богатство «не было превращено в источник благосостояния для 144 миллионов граждан этой страны», — подчеркивает портал «Инвестопедиа» (Investopedia). В целом, из-за падения цен нефтегазовые доходы страны могут сократиться на 165 миллиардов долларов, а это означает, что Москва, вероятно, начнет использовать 550 миллиардов своих резервов, накопленных за счет продажи нефти, для сведения баланса своих финансовых счетов.
Каковы последствия для Путина и его контроля?
Среди россиян широко распространено мнение о том, что их политическая система по своей природе и структуре зависит от сильных политических лидеров.
Как и американский президент Дональд Трамп, Путин передал значительные полномочия в области принятия решений региональным властям, однако, судя по всему, он все еще не может уйти от ответственности за крайне тяжелую экономическую ситуацию в стране.
Нынешний уровень популярности Путина (62%) может показаться высоким, однако это самый низкий показатель с 2013 года, — и это вызывает особую озабоченность, с учетом предстоящего голосования по вопросу о продлении его правления.
Маловероятно, что пандемия коронавируса сможет свергнуть существующее правительство, но с падением цен на нефть и плохо скоординированным национальным ответом на вспышку COVID-19, подрывающим и без того слабую экономику, не способную обеспечить рост благосостояния обычным россиянам, страна может сильно пострадать. А это нанесет ущерб и мандату Путина в очень неудачное время, поскольку он ожидает, что люди просто автоматически проштампуют предложенные им изменения Конституции.
«10 миллионов россиян полностью или частично потеряли свои доходы, они сидят дома в изоляции, они не получают никакой финансовой помощи от федерального центра — в отличие от своих визави за Западе», — подчеркивает газета «Москоу таймс».
«Представьте теперь, что после всего этого Кремль вдруг объявит, что граждане могут на короткое время выйти из своих клеток и направиться на избирательные участки для того, чтобы продемонстрировать свои чувства по отношению к этой власти. Интересная перспектива, не правда ли? Конечно, власти могут просто выбросить на помойку все бюллетени со словом „Нет", однако это будет рискованное мероприятие, если, скажем, 50% жителей страны проголосуют против предложенных поправок».
Попытки использовать помощь иностранным государствам для увеличения поддержки внутри страны
На международной арене Москва, как и ее сосед Китай, попыталась извлечь выгоду от пандемии коронавируса, а также укрепить свои глобальную репутацию и мягкую силу. В начале апреля Россия направила в Соединенные Штаты самолет с грузом, состоявшим из масок и других средств индивидуальной защиты, а в марте такой же груз был отправлен в Италию.
Направленные в Италию средства индивидуальной защиты стали частью операции под названием «Из России с любовью». Как и отправка груза в Соединенные Штаты, предполагаемая аудитория, на которую все это было рассчитано, состояла, в основном, из жителей России.
«Видеозапись, на которой итальянец снимает флаг Евросоюза и заменяет его на российский триколор с подписью „Спасибо вам, Путин", была неоднократно показана по российскому телевидению, — подчеркивает журнал „Политико" (Politico), — и не важно в данном случае, что итальянские средства массовой информации позднее рассказали о том, что люди получали по 200 евро за сообщение с благодарностью».
Однако внутри страны, как отмечает агентство Рейтер, подобного рода жесты и помощь иностранным государствам «были восприняты плохо, поскольку некоторые россияне в большей степени озабочены получением средств защиты для самих себя».