Одна совсем короткая новость появилась на небольшом российском портале утром в воскресенье. Новость прошла без помпы и громких слов, и эта информация могла бы остаться совсем незамеченной или войти в категорию «Любопытно». Российский корабль, который обогнул Африку и плыл вдоль побережья Марокко на север, внезапно сообщает о повороте в Средиземное море и остановке на входе в Суэцкий канал. Почему?
Невинная и малозаметная новость на самом деле возвращает в общественное поле очень важную и сложную экономико-политическую тему, касающуюся интересов мощных держав и все более слабого Европейского Союза. Речь о строительстве газопровода «Северный поток — 2», где еще необходимо проложить 160 километров трубопровода (из общих 2450 километров от Выборга в России до Грайфсвальда в Германии). По некоторым оценкам, 94% работ уже выполнены, но рано говорить о завершении проекта, пока не окончены абсолютно все работы.
Ожидалось, что российский корабль «Академик Черский», принадлежащий Газпрому, войдет в воды Балтийского моря, чтобы продолжить прокладку «Северного потока 2». Однако по неясной причине он якобы повернул из Атлантики в сторону Египта. Об этом говорилось в новости московского портала «Взгляд». Факт в том, что судно плыло через Атлантику на север, и ничто не предвещало поворота на Египет.
О смене курса сообщили и западные журналисты, которые следят за передвижениями корабля с помощью специализированных сайтов для мониторинга дислокации судов Vesselfinder и Myshiptracking. «Взгляд» тоже обратился к этим сайтам, чтобы избежать ошибки. По данным, которые можно получить там в режиме реального времени, корабль Газпрома проплывал близ западного побережья Африки по направлению к Гибралтару.
Но зачем кораблю, который обогнул Африку, продолжать путь в Суэцкий канал и по сути возвращаться туда, откуда выплыл? Логика отсутствует. Зачем кораблю причаливать в Порт-Саид, если капитан не собирается дальше плыть по каналу? Может, он хочет плыть дальше в Черное море? Но и это нелогично. А что если новость о том, что «Академик Черский» причалит в Египте, вообще не соответствует действительности? А вот здесь логика прослеживается.
Ожидая, когда корабль приблизится к воротам Средиземного моря, СМИ напомнили общественности, что судно Газпрома покинуло российский порт Находка в Японском море десятого февраля. В Сингапуре на корабль якобы доставили дополнительное оборудование. Есть данные о том, когда судно проплыло мимо мыса Доброй Надежды, как и о том, что в водах Южной Африки его сопровождали российские военные корабли. Потом 18 апреля судно причалило в Лас-Пальмас на Канарских островах. Во время продолжения плавания было заявлено, что далее корабль причалит в Египте.
Сейчас известно, что «Академик Черский» плывет вдоль побережья Франции и первого мая должен причалить в шотландском городе Абердине. По-прежнему неясно, будет ли этот корабль привлечен к завершению строительства газопровода вдоль датского побережья. Также официальные российские и газпромовские круги не подтвердили информацию о том, что корабль повернул к месту строительства газопровода. Так что же нам известно?
27 декабря прошлого года российский министр энергетики Александр Новак заявил, что использование судна «Академик Черский» — один из вариантов для завершения газопровода «Северный поток — 2», но что потребуется определенное время для дополнительной подготовки судна. Новак сказал, что у России есть возможности самостоятельно завершить работы до конца 2020 года.
В тот же день американский президент Дональд Трамп пригрозил санкциями России и европейским компаниям, которые участвуют в строительстве. Чуть позже Госдеп США добавил, что срок для выхода из проекта (для желающих избежать санкций) — 20 января. Тем временем Путин встретился в Москве с Ангелой Меркель и заявил, что ничто не может остановить строительство «Северного потока — 2». Даже без швейцарской компании Allseas, которая строила газопровод, россияне могут сами проложить оставшийся участок.
За это время некоторые западные компании отказались от участия в строительстве газопровода, чтобы избежать американских санкций. Похоже, «Академик Черский» — сейчас единственный из вариантов для завершения работ, оставшихся после того, как европейские строители отказались от проекта. Я напомню, что «Северный поток — 2» — это совместный проект Газпрома и пяти европейских энергетических компаний: французской ENGIE, австрийской OMW, британско-нидерландской Royal Dutch Shell и немецких Uniper и Wintershell.
Но то, что случилось потом, было еще хуже для строительства, чем все американские угрозы и европейская неспособность на них ответить. Хуже всего для этого проекта — коллапс нефтяного рынка. Когда корабль вышел из Находки, стоимость барреля нефти составляла более 50 долларов. Когда Путин и Меркель проводили переговоры, баррель стоил около 65 долларов, а через две недели, когда Новак сделал свое заявление — почти 70 долларов. Сейчас нефть продают за 16,5 долларов за баррель. Несколько дней назад она стоила почти минус 40 долларов. Расчеты изменились, а математика осталась прежней.
Стоимость газа привязана к цене на нефть. Сейчас нефти очень много, и поэтому она дешевая. Хранилища переполнены. Добыча в шесть раз превышает спрос. Прогнозы на восстановление мировой экономики неблагоприятные или в лучшем случае неопределенные. Обстоятельства изменились. И последние, кому сейчас нужно было бы торопиться с запуском газопровода «Северный поток — 2», это русские.
Похоже, что у Газпрома нет причин спешить с поставками 55 миллиардов кубометров газа в год в Европу по такой стоимости, которая в несколько раз меньше той, на которую ориентировались при проектировании газопровода. Но все равно необходимо завершить начатую работу, как Путин пообещал Меркель. Это стратегический проект. Договоренности между серьезными людьми, и шутки тут неуместны. Нельзя, чтобы проект превращался в Потемкинские деревни.
Газопровод пролегает через территориальные воды и исключительные экономические зоны Финляндии, Дании, Швеции, Германии и России. Еще несколько европейских государств из западной части континента рассчитывают на этот газ, а вот восточноевропейские страны, включая некоторых членов Европейского Союза, постоянно и громко возражают против строительства газопровода, поддерживая американский план. Насколько Вашингтону следует беспокоиться из-за строительства «Северного потока — 2», и насколько далеко он готов зайти, чтобы остановить проект? Похоже, что с бóльшим рвением с «Северным потоком — 2» борется Украина.
Андрей Коболев, глава украинского Нафтогаза, заявил в марте, что надеется — американское правительство поможет навсегда похоронить этот проект. «Я считаю, что санкции — это один из главных шагов, который был предпринят. Мы надеемся, что правительство США продолжит действовать в том же направлении. Игра пока не закончена. Россия попытается создать свои технические возможности, чтобы завершить строительство газопровода. Мы сейчас обсуждаем, в том числе здесь, как быть уверенными, что этот проект похоронен окончательно», — заявил Коболев.
Игра действительно пока не закончена, что подтверждает и мнение о том, что борьба против газопровода «Северный поток — 2» в условиях пандемии и нефтяного кризиса не выглядит приоритетом для США и что пришло время Вашингтону отступиться, как сказал Павел Завальный, председатель Комитета по энергетике Государственной думы. По его словам, с чисто экономической точки зрения не столь важно, что США мешают прокладке трубопроводов, когда у них столько других проблем и выборы. Да и политического смысла в этом нет.
Судя по американским СМИ, таким как MarketWatch, который утверждает, что идея о строительстве «Северного потока — 2» для доставки газа из России в Германию — далекое прошлое, можно подумать, что этот проект действительно не входит в круг приоритетов Госдепа. «На фоне вируса и цен на энергоносители это последняя вещь, о которой там думают», — говорится в материале MarketWatch, где также подчеркивают российскую финансовую зависимость от цен на нефть. Далее делается вывод о том, что путинская экономическая система балансирует на грани пропасти.
Однако все не совсем так. Экономические системы по всему миру балансируют на грани пропасти. Печатаются огромные объемы денежных средств. Россия тут не исключение. Надежные источники сообщают, что Путин предвидел сильнейший энергетический кризис и убрал достаточное количество нефти в хранилища на такой случай. При этом Трамп то рассматривает санкции для импортной нефти, то заявляет о закупке государством 75 миллионов баррелей нефти для резерва, то уже на следующий день грозит топить иранские военные корабли. И все это он делает для того, чтобы хоть немного поднять цену американской нефти WTI, стоимость которой в исторический день 20 апреля в какой-то момент рухнула до минус 37,63 долларов за баррель.
Началось то, что мы подозревали, о чем мы читали, в том числе, на этом сервере. Началась перераздача карт в большой геополитической партии, которая разыгрывается на наших глазах. Мы знали, что это будет, только не знали, когда именно и в какой форме. Все выглядит не так, как мы могли себе представить. Невидимое создание, в чьем присутствии мы не сомневаемся, остановило мировые магистральные потоки современной жизни. Началось новое время.
Михаэл Хармс, глава немецкого Восточного экономического комитета, представил в начале апреля на суд общественности результаты опроса, согласно которому 77% граждан Германии поддерживают строительство «Северного потока — 2» и только четыре процента категорически против. Что касается активизации сотрудничества с Россией, 55% опрошенных поддержали эту концепцию, а 28% высказались против.
Все вопросы еще открыты, и книга истории только пишется. Но уже сейчас ясно, что для России и Германии строительство оставшегося участка трубопровода — вопрос времени, а не решимости. Это Вашингтону придется что-то решать. Конечно, газопровод — это больше, чем просто экономика и прокладка труб. Это бетонирование оси Москва — Берлин. Это ослабление влияния США в Европе ценой ослабления Европейского Союза. Данная тема незаметно вернулась, когда поступило сообщение о том, что «Академик Черский» изменил курс. Специалисты утверждают, что он сделал это только для того, чтобы не провоцировать США на препятствия кораблю, то есть на санкции. Те же источники утверждают, что сначала корабль прибудет в Санкт-Петербург для сервисного обслуживания и только потом отправится к месту строительства газопровода.