Среди госпитализированных с тяжелой формой COVID-19 есть те, кому повезло. Это люди, которые были подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких, чтобы было легче дышать, которые выздоровели и выписались из больницы. Сегодня все новые пациенты возвращаются по домам, и врачи переключают свое внимание на потенциальные последствия от вируса и на интенсивную терапию, которая помогла больным выжить.
«В предстоящие месяцы все мы прежде всего столкнемся с вопросом о том, как помочь этим людям поправиться и полностью выздороветь», — говорит врач-пульмонолог и реаниматолог с медицинского факультета Йельского университета Лорен Ферранте (Lauren Ferrante).
COVID-19 поражает не только легкие, но и почки, кровеносные сосуды, сердце, головной мозг и другие органы. Врачи пока не знают, какие долговременные нарушения здоровья вызывает вирус, но об этом можно догадаться, изучив тяжелые случаи пневмонии, во время которой, как и во время COVID-19, начинается воспаление легочных альвеол. Такая инфекция может привести к синдрому острой дыхательной недостаточности, когда эти альвеолярные мешочки заполняются жидкостью. Большинство пациентов со временем восстанавливают функцию легких, но иногда синдром острой дыхательной недостаточности приводит к фиброзу легких, что чревато продолжительными проблемами с дыханием, говорит Ферранте.
После тяжелой пневмонии сочетание хронических болезней и продолжительного воспаления увеличивает риск других заболеваний, включая инфаркт, инсульт и почечную недостаточность, рассказывает эпидемиолог и реаниматолог Сачин Йенде (Sachin Yende), работающий в медицинском центре Питтсбургского университета. По его словам, COVID-19 может вызвать серьезное увеличение таких рисков.
Пациенты, проведшие какое-то время в реанимации, вне зависимости от своей болезни после выписки могут столкнуться с целым набором физических, когнитивных и умственных расстройств. Переболевшие коронавирусом пациенты отделения интенсивной терапии особенно подвержены таким рискам, отчасти из-за того, что в случае тяжелых повреждений легких многие больные долгое время находятся на аппарате искусственной вентиляции легких под действием успокаивающих лекарств, говорит реаниматолог Дейл Нидэм (Dale Needham), работающий на медицинском факультете Университета Джонса Хопкинса.
У тех немногих пациентов, которые выживают, долгое время пролежав на искусственной вентиляции легких, часто возникает слабость и атрофия мышц. Если заставлять тяжелобольного пациента двигаться, помогая ему поднимать руки и ноги, а со временем садиться, вставать и ходить, то это уменьшит слабость и даст возможность быстрее отключить его от вентиляции. Но в некоторых больницах из-за нехватки защитной одежды физиотерапевты стараются держаться подальше от больных COVID-19.
Еще одна опасность — это помутнение сознания, как называют состояние спутанного мышления, могущее вызвать долговременное интеллектуальное расстройство, такое как нарушение памяти. «При COVID бред возникает очень часто», — говорит пульмонолог и реаниматолог Е. Уэсли Илай (E. Wesley Ely), работающий в Университете Вандербильта. Одна причина — это сам вирус, который может поразить мозг. Однако успокоительные средства, которые дают для того, чтобы подавить мучительный кашель и избавить пациента от дискомфорта дыхательной трубки, увеличивают риск бредового состояния. А когда запасы широко используемых седативных препаратов в больницах заканчиваются, медики прибегают к другим лекарствам, которые могут вызывать «интенсивное и продолжительное бредовое состояние», говорит Илай.
Илай с коллегами на протяжении многих лет разрабатывал рекомендации по уходу за пациентами отделений интенсивной терапии, и среди прочего там есть указание ежедневно прерывать подачу наркотических и седативных препаратов, проверяя, может ли пациент прийти в себя, дышать и переносить аппарат ИВЛ без лекарств. «Но это требует постоянного контроля, что невозможно в переполненных реанимациях, — говорит Илай. — Все там стараются изо всех сил…. Но не надо отказываться от того, что мы узнали за последние 20 лет».
Опасность заразиться также мешает медикам общаться с пациентами, хотя это их успокаивает и иногда дает возможность отказаться от препаратов, вызывающих бредовое состояние. «Мы изобрели систему, которая совершенно не подходит пожилым людям… родственникам не разрешают их навещать, медики заходят в масках, одетые в защитные костюмы. Это очень сильно пугает», — говорит врач-гериатр Шэрон Инуйе (Sharon Inouye), работающая на медицинском факультете Гарвардского университета в системе здравоохранении пожилых людей Hebrew SeniorLife.
Некоторые реаниматологи начинают сомневаться в необходимости использовать ИВЛ на ранней стадии болезни. «Если мы посадим на ИВЛ больше людей, чем нужно, то это определенно отразится на их состоянии после выздоровления», — говорит реаниматолог из университета штата Вашингтон в Сиэтле К. Терри Хок (C. Terri Hough).
Некоторые больницы уже пережили начальный рост числа заболеваний, и ученые начинают заглядывать в будущее. Команда Илая проводит проверку реабилитационной программы для людей, страдающих от интеллектуального расстройства после госпитализации в тяжелом состоянии. Коллектив Йенде осуществляет проект ухода за выписанными пациентами, перенесшими пневмонию и сепсис, который включает дистанционный мониторинг, лечение и посещения на дому с целью недопущения повторной госпитализации.
А кто-то готовится к всплеску психических заболеваний среди выживших, таких как тревожное расстройство, депрессия и посттравматический синдром. Хок с коллегами проводит испытания мобильного приложения, которое повышает внимательность и стрессоустойчивость выписавшихся из больницы. По ее словам, такой коллективный подход к преодолению последствий дает перенесшим болезнь в тяжелой форме надежду, какой у них раньше не было.