Когда Джейн Смит (Jane Smith) оплакивала смерть своих дочери и супруга, погибших в трагической авиакатастрофе рядом с Оберном, она получила письма с соболезнованиями от двух людей, с которыми она никогда не встречалась: от Рональда Рейгана и Михаила Горбачева.
В своем письме Горбачев — который вскоре после этого должен был впервые лично встретиться с Рейганом в Женеве, — описал дочь Джейн Саманту в самых теплых словах. «Вы должны знать, что миллионы матерей, отцов и детей в России разделяют с сами вашу трагическую потерю. Сейчас лучше всего будет, если мы продолжим то, что начиналось с доброй воли, дружбы и любви. Саманта сияла как яркий луч солнечного света во времена, когда отношения между нашими двумя странами были затянуты тучами».
Это был 1985 год. За два года до этого Саманта нанесла один из самых известных гражданских дипломатических визитов своего времени: когда ей было всего 10 лет, она поехала в Россию по приглашению советского лидера Юрия Андропова.
Как писала сама Саманта, «все началось, когда я спросила маму, будет ли война». В ответ на это мама показала ей статью о холодной войне в декабрьском выпуске журнала Time 1982 года. После этого Саманта сразу же написала свое собственное письмо Андропову, в котором она задала ему откровенный вопрос:
«Уважаемый мистер Андропов!
Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю вас с вашей новой работой. Я очень беспокоюсь, не начнется ли ядерная война между Россией и Соединенными Штатами. Вы собираетесь проголосовать за начало войны или нет? Если вы против войны, скажите, пожалуйста, как вы собираетесь помочь предотвратить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на мой вопрос, но я хотела бы знать, почему вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Бог создал Землю, чтобы мы все вместе жили в мире и не воевали.
Искренне ваша, Саманта Смит».
Сначала ей не ответили. Но весной следующего года ее письмо было неожиданно опубликовано в газете «Правда» — это случилось спустя несколько недель после того, как Соединенные Штаты объявили о запуске своей ракетной программы «Звездные войны», а Рональд Рейган воспользовался своим выступлением перед Национальной ассоциацией евангелистов, чтобы окрестить СССР «империей зла» — «средоточием зла в современном мире».
По словам Маттиаса Нойманна (Matthias Neumann), специализирующегося на истории России и изучившего историю Саманты, выбор момента был случайностью: «Советский Союз вряд ли мог позволить себе вернуться в гонку вооружений. Публикация этих писем была возможностью разоблачить то, что они считали американской пропагандой и империализмом и продемонстрировать моральное превосходство. В борьбе Советского Союза за мир во всем мире агрессором были Соединенные Штаты».
Вполне возможно, именно поэтому письмо Саманты было напечатано. И именно поэтому она (в конце концов) получила ответ от самого Андропова. Узнав о том, что ее письмо было опубликовано в газете «Правда», но не получив никакого ответа, Саманта написала тогдашнему послу Советского Союза в Соединенных Штатах, спросив, почему ей не ответили: «Я думала, что я задала хорошие вопросы, и неважно, что мне десять лет».
Спустя неделю она узнала, что скоро она получит письмо. И 26 апреля она его получила. «Ты пишешь, что очень обеспокоена, не случится ли ядерная война между двумя нашими странам, — ответил Андропов. — И спрашиваешь, делаем ли мы что-нибудь, чтобы не дать вспыхнуть войне. Твой вопрос — самый главный из тех, что мог бы задать каждый думающий человек. Отвечу тебе на него серьезно и честно».
Касательно второго вопроса — «почему вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну», — Андропов ответил: «Ничего подобного мы не хотим. Никто в нашей стране — ни рабочие и крестьяне, ни писатели и врачи, ни взрослые и дети, ни члены правительства не хотят ни большой, ни малой войны. Мы хотим мира — нам есть чем заняться: выращивать хлеб, строить и изобретать, писать книги и летать в космос. Мы хотим мира для себя и для всех народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта».
А потом прозвучало приглашение. «Приглашаю тебя, если пустят родители, приехать к нам, лучше всего — летом. Узнаешь нашу страну, встретишься со сверстниками, побываешь в интернациональном лагере детворы — в „Артеке‟ на море. И сама убедишься: в Советском Союзе все — за мир и дружбу между народами».
Саманта приняла приглашение Андропова, и после тщательной подготовки, проведенной обеими сторонами, в июле 1983 года она прилетела в Москву самолетом компании «Аэрофлот». Ее встретила толпа международных журналистов, а затем ее вместе с родителями проводили в известную гостиницу «Советская», откуда и началось ее двухнедельное путешествие по главным культурным и историческим достопримечательностями Москвы и Ленинграда.
Как и предлагал Андропов в своем письме, в центре турне Саманты по Советскому Союзу был ее продолжительный визит в детский лагерь «Артек» в Крыму. Этот лагерь был создан в 1925 году как место, где больные дети могли восстанавливать силы, но со временем он стал играть пропагандистскую роль: туда приглашали детей из других стран, чтобы продемонстрировать им счастливый, практически утопический Советский Союз и чтобы показать им, что Восточный блок стремится не к войне, а к миру во всем мире.
Этот момент не ускользнул от внимания более воинственно настроенных элементов в американских СМИ. Одна газета даже написала, что Саманта была «пешкой» в «пропагандистской войне». Однако во время ее визита советское руководство все же воздержалось от того, чтобы организовать личную встречу Саманты и Андропова. Позже стало известно, что Андропов был тяжело болен, и он больше не покидал больничную палату вплоть до своей смерти в феврале следующего года.
Какой бы искренней ни была та доброжелательность, которую Саманта встретила в Советском Союзе, а затем и в Соединенных Штатах, когда она вернулась домой, год визита Саманты в СССР не стал высшей точкой в советско-американских отношениях.
В сентябре советские военные по ошибке сбили самолет Корейских авиалиний, который случайно оказался в их воздушном пространстве, в результате чего погибли сотни пассажиров, включая множество американцев и даже члена конгресса США. За этим последовал инцидент, чуть было не обернувшийся катастрофой, когда советская компьютерная система допустила ошибку, сообщив о приближающихся американских ракетах. Только благодаря действиям дежурного офицера Станислава Петрова Советский Союз в тот момент не нанес ядерный контрудар.
А в ноябре прошли печально известные военные учения НАТО Able Archer — 83, которые советское руководство приняло за настоящую подготовку к военным действиям. В результате советские самолеты загрузили бомбами, атомные подлодки отправили в Северный Ледовитый океан, и все ракеты были переведены в состояние повышенной боеготовности. Сегодня этот эпизод стоит в одном ряду с Карибским ракетным кризисом как один из самых опасных эпизодов холодной войны.
Однако спустя пару лет появились признаки того, что эта война подходит к концу. Горбачев и Рейган встретились в Женеве, где они провели первый из своих исторических саммитов. Вскоре в Советском Союзе начались радикальные изменения под лозунгами перестройки и гласности, а спустя четыре года рухнула Берлинская стена.
Саманта не дожила до конца холодной войны. В августе 1985 года она погибла вместе со своим отцом, когда маленький самолет, на котором они летели, врезался в деревья на подлете к аэропорту. Ее смерть публично оплакивали как в Соединенных Штатах, так и в Советском Союзе, а ее мемориал посетили тысячи людей.
Сегодня ее имя практически выпало из американской культурной памяти, но оно продолжает жить в российской. Как сказал Нойманн, «последнее советское поколение росло, видя в ней дружеское лицо Америки, друга всех советских детей. Фотографии Саманты вместе с советскими детьми будят чувство ностальгии, безопасного и счастливого советского детства, которое резко контрастирует с воспоминаниями об экономических и социальных тяготах, последовавших за распадом Советского Союза».
В 2017 году президент Владимир Путин посетил лагерь «Артек», чтобы открыть там смену, посвященную Саманте. В своем выступлении он напомнил, что «сюда приезжали лучшие люди».
И теперь, когда подростки начали открыто протестовать против неспособности мировых лидеров принять меры для предотвращения климатической катастрофы, ее пример кажется чем-то более основательным. «Сегодня история Саманты имеет больше значения, чем когда-либо с момента окончания холодной войны, — сказал Нойманн. — Дети действительно способны творить историю»./