Во время Второй мировой войны миллионы людей приехали в Великобританию со всего мира, в том числе из оккупированной Европы. Они поддерживали деятельность основных отраслей промышленности, становясь тружениками тыла, они служили в армии, работали на Би-Би-Си (ВВС) и выхаживали больных. Военно-экономическая деятельность Британии распространялась на многие страны и расы — как и усилия, брошенные на спасение человеческих жизней и поддержание основных видов деятельности во время пандемии коронавируса.
Как я выяснила в ходе своих изысканий, британская пресса военного времени прославляла мигрантов и представителей [этнических] меньшинств, участвовавших в этой борьбе. Но когда война закончилась, фокус сместился к национальной истории, к войне, в которой воевали британцы: их мужеству и решимости, их славе и победе. Широко известно о присутствии американцев в Британии, но мало кто представляет себе более полную картину широкомасштабных военных передвижений в Британию из всех уголков Британской империи и Европы.
Дюнкерк — название, находящее отзыв в памяти британцев, но мало кто помнит об эвакуациях представителей разных народов из портов западной Франции в 1940 году, в результате которых бельгийские, чешские, французские и польские военные оказались в Британии, как забылись и принадлежащие разным странам корабли, использовавшиеся при эвакуации. Шесть европейских армий в изгнании были расквартированы в Британии с 1940 года: бельгийская, французская, чехословацкая, голландская, норвежская и польская.
Побег заключенных из лагеря Шталаг Люфт III, находившегося на территории сегодняшней западной Польши, хорошо известен благодаря классическому фильму «Большой побег». Но кто бы мог догадаться по событиям фильма, что в числе 50 летчиков, убитых гестапо после их поимки, были представители восьми европейских стран и четырех государств, входивших в состав Британской империи. Перед тем как попасть в плен, большинство из них служили в Королевских военно-воздушных силах. Один из них — Порокуру Похе (Porokuru Pohe) — был первым представителем народа маори в ВВС.
В 1939 году, подавая заявление на вступление в Королевские военно-воздушные силы Новой Зеландии, он столкнулся в анкете с вопросом, является ли его происхождение «чисто европейским», он написал «нет», но был зачислен позже, когда это правило перестало действовать. Кто теперь помнит, что в начале войны британским субъектам, не вписывавшимся в эти расовые категории, было запрещено служить в вооруженных силах Великобритании? Или что это правило применялось по всей территории Британского содружества наций — в Австралии, Канаде и Новой Зеландии?
Во время пандемии коронавируса совершенно очевидны были многочисленные этнические, национальные и расовые составляющие Национальной системы здравоохранения. Точно так же в еженедельном ритуале аплодисментов участвовали все: и те, кто очищает мусорные баки, и те, кто работает в общественном транспорте, доставляет почту, продукты и другие товары или работает в социальных службах и службе помощи на дому. Для многих это редкий радостный момент — собраться вместе, чтобы поаплодировать, постучать в сковородки, посвистеть и крикнуть в знак одобрения, создавая шумную какофонию.
Спасибо и до свидания
Если судить по опыту Второй мировой войны, эти поощрения долго не продлятся. Еще в военное время правительство разработало планы о демобилизации черных военных и тружеников тыла из империи на родину, чтобы они не обосновались в Великобритании после окончания войны.
Послевоенное планирование включало в себя депортацию китайских матросов, служивших во время войны на коммерческих судах. В 1946 году в рамках этих планов 1362 китайских матроса были репатриированы. Большинство рожденных в Британии жен, подруг и детей репатриированных и депортированных китайских матросов больше никогда их не увидели.
Многие из тех, кто остался или вернулся в Британию, помнят, как изменились настроения после войны: в один момент обстановка стала более враждебной, а об их роли в войне было забыто. Поляки воевали в Битве за Британию, но, когда война закончилась, стены у казарм польских ВВС оказались измазаны надписями «поляки, возвращайтесь домой» и «Англия для англичан».
Служивший в ВВС — сначала на Ямайке, а потом в Британии — Рене Уэбб (Renee Webb) вспоминает: «Меня тогда ужасно потрясло, что люди так быстро обо всем забыли… Из всех вопросов, который мне задавали, чаще всего я слышал: „Когда ты возвращаешься назад?"»
В XXI веке в рамках политики «неблагоприятной окружающей среды» многим мужчинам и женщинам из стран Карибского бассейна власти Объединенного королевства говорили возвращаться назад. Некоторых из них увольняли из Национальной системы здравоохранения. Другие задержанные и столкнувшиеся с угрозами о депортации или со счетами за лечение в рамках Национальной системы здравоохранения приехали в Британию еще детьми к матерям, работавшим медсестрами в этой системе.
Британская медицинская ассоциация недавно опубликовала данные, что 64% врачей из числа представителей черных, азиатов и этнических меньшинств столкнулись с давлением в вопросе использования непригодных средств индивидуальной защиты. Количество белых врачей, столкнувшихся с подобной проблемой, составило 33%. Одна из причин такого количества смертей представителей перечисленных групп в ходе кризиса коронавирусной инфекции в рамках Национальной системы здравоохранения связана со страхом лишиться работы и, как следствие, нежеланием публично заявить о нехватке защитного оснащения.
Иногда возникает вопрос: что будут писать историки об эпохе коронавируса? Будет ли эта история отражена в документах и запечатлена в памяти как кампания по спасению жизней в Британии с участием представителей разных наций, этносов и рас?
Уэнди Уэбстер (Wendy Webster), профессор современной истории культуры, Университет Хаддерсфилда