От развития бизнеса до сокращения штата
Экономическая активность в Белоруссии развернулась на 180 градусов. Еще в первом квартале малый и средний бизнес смотрел в будущее с некоторым оптимизмом. В ходе опроса Исследовательского центра ИПМ, в котором в январе-феврале приняли участие представители 400 малых и средних предприятий, почти 47% респондентов говорили о планах по расширению бизнеса и только 2,8% планировали его сокращение.
В марте, судя по всему, ситуация в реальном секторе экономики стала ухудшаться. В первый весенний месяц, согласно опросу Национального банка, который на основе опроса предприятий оценивает деловой климат, индекс экономических настроений опустился до минус 5,6%. Однако это, как оказалось, были еще цветочки, и в апреле индекс экономических настроений ушел в глубоко отрицательную зону, составив минус 17,3%. Таким образом, за один месяц экономические настроения в белорусском бизнесе ухудшились в три раза.
И вот, пожалуйста, — очередной опрос малого и среднего бизнеса, результаты которого говорят о том, что частный сектор сейчас уже думает не о своем развитии, а о выживании.
Компания MIA Research (по заказу BEROC) опросила в апреле 100 малых и средних предприятий с численностью работников до 250 человек, и оказалось, что почти две трети опрошенных столкнулись с сокращением выручки, причем у 40% денежный поток уменьшился более чем на 20%. А у отдельных компаний, которые заняты арендой жилой недвижимости и развлечениями, выручка упала на 90%.
Резкое сокращение выручки грозит тем, что компании станут сокращать свой штат или закрывать бизнес. Хотя в апреле компании пытались урезать разного рода расходы и на увольнения шли в самом крайнем случаи. Даже в тех видах деятельности, в которых выручка сократилась на 90%, о сокращении численности сотрудников в апреле заявили лишь треть респондентов.
Согласно оценке экспертов Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC), в сегменте микро- и малых предприятий, а также среди индивидуальных предпринимателей без работы могут остаться около 114 тысяч человек уже в краткосрочной перспективе. Такая оценка сделана с учетом влияния кризиса на наиболее пострадавшие сферы деятельности (в первую очередь, услуги), в которых занят малый бизнес.
Что касается средних предприятий (с численностью работников от 101 до 250 человек), а также крупных предприятий, то оценить безработицу экономистам пока сложно ввиду закрытости статданных по таким компаниям. Согласно ожиданиям белорусских экономистов, в случае продолжения кризиса безработица может исчисляться в сотнях тысяч человек. Что может сделать государство для того, чтобы минимизировать масштаб возможной безработицы?
Какой бизнес и как спасать?
Наиболее пострадавший малый бизнес просит государство о помощи. Более 60% респондентов, представляющих малый и средний бизнес, заявили в ходе апрельского опроса о необходимости налоговых каникул. Кстати, некоторые представители частного бизнеса уже не только участвуют в опросе, но и делают публичные заявления.
Известный ресторатор Вадим Прокопьев на днях разместил эмоциональное видеообращение, в котором заявил, что рестораны намерены сообща добиваться хотя бы косвенных мер поддержки в диалоге с государством.
«Мы не умеем отстаивать свои интересы перед государством. Коллеги, нам нужна организация-лоббист, организация-адвокат, организация, которая защищает наши общие интересы», — подчеркнул Прокопьев в своем видеообращении, информируя о создании Ассоциации рестораторов Белоруссии. Он сообщил, что рестораны просят государство снизить арендные ставки, а также налоги.
В свою очередь, белорусские экономисты считают, что нужно смотреть правде в глаза и понимать, что помочь всем нуждающимся предпринимателям государство не сможет. «Мы не Россия, которая обладает большими резервами и сырьевыми ресурсами, мы не относимся к странам, которые могут напечатать свободно конвертируемую валюту. Поэтому нужно перестать требовать от государства невозможного», — отметил в комментарии для БелаПАН кандидат экономических наук Игорь Пелипась.
По его мнению, в Минске полно компаний, которые ориентированы на клиентов с доходом выше среднего, а также коммерческих структур, без услуг которых в кризисные времена можно обойтись. «Есть страны, у которых накопились большие заначки, но это не про нас, мы не можем оказывать повсеместную поддержку бизнесу. И кого поддерживать? Рестораны, кафе, тренажерные залы? Эти бизнесы появляются, когда у людей все хорошо. Будут снова расти у людей доходы — эти бизнесы вновь появятся», — считает Пелипась.
Схожего мнения придерживаются и другие экономисты. «Малый бизнес, который ориентирован на сферу услуг, зачастую в состоянии быстро реинкарнироваться, когда рыночная конъюнктура улучшится», — полагает старший научный сотрудник BEROC Родион Морозов.
Независимые эксперты обращают внимание, что для минимизации размеров безработицы в масштабах страны поддержку в приоритетном порядке нужно оказывать промышленным предприятиям.
«В промышленности коэффициент межотраслевого взаимодействия может достигать пяти-семи, то есть на одного работника предприятия приходится пять-семь работников в смежных отраслях. Соответственно, если предприятия, которые оказывают большое влияние на экономику, работать не смогут, то эффект на занятость будет весьма ощутимый», — подчеркнул директор инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов в беседе с корреспондентом БелаПАН.
К системообразующим компаниям в экономике, говорит он, относятся сложные, индустриальные и большие предприятия (например, нефтехимические, нефтеперерабатывающие, металлургические).
«Соответственно, такие предприятия нужно поддерживать, для экономики и занятости весьма желательно, чтобы такие компании работали. Что это может быть за поддержка? Предприятия сейчас нуждаются в отсрочке арендных, налоговых платежей, а также кредитных каникулах. Поэтому у белорусских банков должны быть ресурсы, и логично, что правительство сейчас обращается к внешним кредиторам за деньгами для поддержки банков и экономики», — говорит Осипов.
При этом он убежден, что поддерживать нужно те предприятия, которые в прошлом подтвердили свою эффективность.
«Поддерживать нужно и государственные, и частные компании. Но нужно помнить, что кредитные ресурсы — это возвратные ресурсы, поэтому поддерживать следует наиболее эффективные предприятия, которые после кризиса смогут взятые сейчас деньги вернуть», — подчеркнул Осипов.
Аналогичного мнения придерживаются и другие эксперты.
«В промышленные предприятия вложено много ресурсов, и очень желательно их сохранить. Другое дело, если предприятия неэффективные и в прошлом не могли самостоятельно платить по счетам, то поддерживать лучше напрямую работников таких предприятий, повышать их квалификацию, и тем самым решать проблемы с безработицей», — подчеркнул в комментарии для БелаПАН Родион Морозов.