Господи, ну какая там социальная дистанция, о чем вы говорите! На параде 9 мая в Минске и солдатики шли плечом к плечу, и зрители со смартфонами толпились густо, и на главной трибуне важные люди стояли плотненько. Естественно, никаких масок: негоже наследникам подвига пасовать перед мелким вирусом.
Александр Лукашенко провел парад, зная, что многие его не одобряют, называют пиром во время чумы. Официальный лидер даже в своем выступлении на мероприятии не удержался от полемики: «В этом обезумевшем, потерявшем ориентиры мире найдутся люди, осуждающие нас за место и время проведения этого священного действа. Хочу им сказать по-человечески: не торопитесь делать выводы, а тем более осуждать нас, наследников Победы, белорусов».
Стоп, но ведь и среди противников парада в разгар пандемии — многие белорусы. Недавний опрос Satio и BEROC показал, что 74% респондентов выступают за запрет всех массовых мероприятий в стране. И что, имеющих такую точку зрения лишают права на наследие Победы? А с какой это стати люди при больших должностях возомнили себя монополистами и верховными судьями в этом вопросе?
Политика Лукашенко за долгие годы создала глубокий политический, ценностный, моральный раскол в белорусском обществе. И проведение этого парада лишь углубляет раскол, при том что по идее такие даты должны консолидировать нацию.
И хотя глава государства накануне заявлял, что никого на парад тащить не надо, в социальных сетях было полно свидетельств того, что административный ресурс все равно работал — если не в виде кнута, то в виде пряника. Показуха в «лучших» советских традициях.
Когда «я так хочу» становится государственной политикой
Несколько дней назад президент заявил на совещании, что парад — не самое опасное с точки зрения эпидемиологов и вирусологов мероприятие. С кем консультировался официальный лидер, неясно.
Во всяком случае, не с ВОЗ, к авторитету которой белорусское начальство апеллирует, когда ему выгодно. Потому что представитель ВОЗ в Белоруссии Батыр Бердыклычев заявил 4 мая в комментарии для БелаПАН: «Мы очень обеспокоены возможными негативными последствиями проведения такого массового мероприятия в период эпидемии». А глава Европейского регионального бюро ВОЗ Ханс Клюге отметил, что «те правительства, которые приняли храброе решение отложить или перенести парады, поставили здоровье людей на первое место».
Но у белорусского руководителя свое понятие о храбрости. «Меня очень волнует, что люди не одобрят, если мы, испугавшись, разбредемся по норам», — признался Лукашенко на совещании 3 мая. Похоже, здесь на первый план вышло своеобразное понимание, как должен выглядеть сильный лидер. Лукашенко исповедует стиль крутого мужика, которому все нипочем.
Наверняка сказывается и то, что человек, правящий страной уже почти 26 лет, привык к беспрекословному подчинению. Это вырабатывает некритичность мышления. В свое время ошибки Сталина дорого стоили советским людям, заплатившим кровью. Некому было поправить вождя, все дрожали. И в окружении Лукашенко, похоже, нет персон, способных возразить, даже если про себя они и думают, что зря шеф это затеял. А когда система авторитарная, персоналистская, то любое «я так хочу» становится государственной политикой.
Попытка заручиться моральным капиталом погибших
Оправдывая проведение парада, Лукашенко сегодня заявил: «…На нас смотрят глаза погибших за нашу свободу советских солдат, глаза замученных в застенках гестапо партизан и подпольщиков, глаза стариков, женщин и детей Хатыни. Они очень хотели жить, но умерли, чтобы жили мы!»
Попытка заручиться моральным капиталом героев и жертв войны в сегодняшнем споре об уместности массового мероприятия, грозящего здоровью людей, выглядит, мягко говоря, некорректной. Откуда уверенность, что погибшие непременно одобрили бы риск ради казенного ритуала? Настоящие фронтовики не терпели бравады и попусту под пули не лезли.
Неуместность подобного пафоса накануне продемонстрировали перформансом активисты «Молодежного блока». На столичной площади Победы на фоне известного слогана «Подвиг народа бессмертен» они снялись с плакатом «А мы нет».
Мертвый, как пластиковые цветы, официальный пафос, часто используемый не к месту, уже давно не вдохновляет, а часто и раздражает массу. И особенно неуместен он сейчас, при разгуле коронавируса.
Причем белорусский руководитель паче чаяния сам поспособствовал десакрализации сегодняшнего праздника. Иные сравнивают нынешний парад с демонстрацией 1 мая 1986 года, когда коммунистические вожди ради ритуала вывели людей под радиацию после взрыва на Чернобыльской АЭС.
В ту войну иные сталинские полководцы, чтобы взять какой-нибудь город к празднику, устилали себе путь к славе трупами, цинично приговаривая, что бабы новых нарожают. И сейчас власть де-факто демонстрирует пренебрежение к человеческой жизни, ставя на первое место ритуал.
Не каждый день удается заткнуть за пояс Путина
Еще в конце марта Лукашенко сетовал на проблему: как 9 мая и в Москве на торжествах побывать, и в Минске парад принять. Проблема решилась сама собой: Владимир Путин свое мероприятие (а уж как оно ему было дорого!) отменил из-за пандемии.
Сегодня Лукашенко подчеркнул, что «в этом году военный парад в Минске станет единственным на постсоветском пространстве». И это, надо полагать, тоже важный момент, склонивший чашу весов (а Лукашенко ранее признался, что «долго над этим думал») в пользу парада.
Вот ведь какой парадокс: пандемия неожиданно позволила белорусскому лидеру перетянуть центр торжеств в честь 75-летия Победы в свою столицу. Москва, в которой, как сетовал ранее Лукашенко, кое-кому неймется приватизировать Великую Победу, оказалась в тени, а вот он — на коне как самый верный и бесстрашный наследник боевой славы.
На первом плане здесь — игра амбиций, «утереть нос Путину — главный мотив». Такое мнение высказал ранее в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.
Все схвачено, зачем париться
Итак, солдатики промаршировали, танки пролязгали, самолеты пролетели. Что же в сухом остатке? Социология показывает, что белорусы реально натопырились из-за «короны», весьма критично относятся к действиям властей в контексте covid-19. Так что больших пиаровских дивидендов внутри страны официальный лидер этим парадом не соберет. Скорее, напротив.
В мире на это действо смотрят в основном с недоумением или исследовательским интересом: что за эксперимент проводит экстравагантный белорусский вождь? Зарубежные руководители, которых Лукашенко пригласил широким жестом, судя по всему, не приехали.
Возможно, парад восхитит часть российских патриотов, тяготеющих к лозунгу «Можем повторить». Но многие ли в России вообще увидели это мероприятие? А вот Путин наверняка затаит злость и ревность. Так что взаимопонимания в двусторонних отношениях не прибавится.
А вообще в Белоруссии уже началась президентская кампания. Будь у нас настоящие выборы, действующий президент, возможно, вел бы себя иначе и по отношению к пандемии в целом, и в вопросе массовых мероприятий в частности. Посмотрите, как показательно поставили на первый план здоровье и жизни людей лидеры демократических стран. Гуманисты не гуманисты, но им же или их соратникам банально переизбираться.
Однако в Белоруссии выборы, судя по всему, пройдут «в лучших традициях», когда реальная конкуренция задавлена, а голоса считают (или якобы считают) сугубо свои люди. Так что бессменному президенту нет нужды, как он выражается, париться.
Власть застряла в прошлом
Проведением парада Лукашенко лишний раз показал себя глубоким консерватором, который привязан к советскому мировоззрению, советским ритуалам. Причем ритуал ставится выше здоровья. В советской традиции люди — это расходный материал, который идет на обслуживание якобы великих целей, а на самом деле — властных амбиций вождей. Так что морализаторство с высоких трибун звучит фальшиво.
Консерватизм нынешнего руководителя Белоруссии, его желание остановить время, любой ценой сохранить статус-кво сегодня объективно мешают стране, обрекая ее на отставание от развитого мира.
Эпидемия особенно четко показала, что политический режим Белоруссии, сконструированный в духе вождизма и повторения советских практик, не отвечает требованиям времени. Стране нужна другая, более современная и гуманистически мыслящая власть.