В минувшее воскресенье экс-канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schröder), занимавший этот пост с 1998 по 2005 годы, в интервью газете Der Tagesspiegel призвал к более тесным связям с Россией. Отвечая на первый вопрос интервьюера об обязательствах перед Россией из-за вины Германии в связи со Второй мировой войной, в которой погибли миллионы советских солдат и мирных жителей, Шредер сказал: «Речь не о вине. Речь идет об ответственности за всю историю Германии. Это включает в себя сохранение памяти».
По мнению Шредера, речь идет о способности «бороться за принцип „никогда больше", которая приходит от знания того, что происходило». Это относится, как заявил экс-канцлер, в частности, к Холокосту и войне, которую вели национал-социалисты. «Мы всегда должны осознавать, что та война была также попыткой истребить или поработить народы бывшего СССР. Это была жестокая кампания по уничтожению, направленная на то, чтобы эта страна исчезла с мировой политической сцены. Мы никогда не должны забывать об этом — и политика Германии и России должна учитывать это больше, чем в настоящее время», — сказал Шредер.
«Мы не можем переоценить тот факт, что Россия, несмотря на ужасные события прошлого, готова работать с новой Германией в духе доверия. Не годится, что мы продолжаем поддерживать санкции против России. С одной стороны, они вызывают исторические воспоминания в России, а с другой стороны, они не меняют российскую политику. Сейчас, когда мы переживаем трудные экономические времена из-за коронакризиса, нам особенно нужно больше сотрудничества. Поэтому бессмысленные санкции необходимо отменить», — заявил экс-канцлер.
Далее он добавил, что не стоит считать санкции ответом Европы на аннексию Крыма Россией, которая нарушила международное право. «Любой, кто считает, что санкции могут быть использованы для того, чтобы заставить Россию что-то сделать, не прав. Ни один российский президент никогда не вернет Крым Украине. Это реальность. У Европы нет альтернативы разумным отношениям с Россией. Россия ведь может развиваться в одностороннем порядке по отношению к Китаю. Но ни Европа в целом, ни Германия в частности не могут этого хотеть. Нам нужна Россия, чтобы решать большие международные вопросы, нам нужны энергоресурсы и рынок. Сейчас, в условиях коронавируса, все в Европе пытаются восстановить экономику. В этой ситуации санкции устарели», — заявил Шредер.
Несколькими днями ранее действующий канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) также высказалась по этой проблеме. 28 апреля, выступив в ходе проходившей в режиме видеосвязи 11-й Международной конференции «Петерсбергский климатический диалог», она заявила: «Когда я думаю о санкциях против России, которые были введены из-за украинского вопроса, то вижу, что сейчас, в такой исключительной ситуации, как пандемия, они нежелательны. Мы работаем над решением политических проблем, которые привели к введению ограничительных мер против России».
Но эту фразу Меркель не следует понимать как шаг в направлении отмены санкций. По мнению видного немецкого политолога, руководителя Германо-российского форума (Deutsch-Russische Forum) Александра Рара (Alexander Rahr), «канцлер не столько намекает на необходимость снятия санкций с России — она надеется, что Россия станет снимать санкции в отношении немецких компаний, которые смогут, таким образом, вернуться на российский рынок».