Экспорт работников — гастарбайтеров — главная экспортная статья украинской экономики. По данным Нацбанка Украины, в 2019 году денежные переводы от украинцев из-за рубежа составили 12,8 миллиарда долларов. Это превышает чистую прибыль от всего экспорта Украины. В целом украинский экспорт в 2019-м году оценивают в 50 миллиардов долларов. Чистая средняя прибыль от экспорта может достигать грубо 20%. Поэтому в 2019 году украинский бизнес заработал на экспорте около 10 миллиардов долларов «чистыми» средствами.
Эпидемия коронавируса губит заробитчан (гастарбайтеров) как главную статью украинской экономики. Сотни тысяч украинских гастарбайтеров вернулись на родину. Вот уже два месяца украинцы не могут выехать на заработки. Украинские торговые сети, строители, чиновники, врачи, школьные учителя, платные отделения вузов, репетиторы, коммунальщики, производители одежды, транспортные компании и прочие недополучат в 2020 году миллиарды долларов. Экономика страны может рухнуть дополнительно на 20-25%.
Украинские внутренние цены на продукты, коммунальные услуги, одежду и прочие товары рассчитаны на доходы гастарбайтеров, а не на местные «официальные» зарплаты. Украинские производители и продавцы продуктов действуют по принципу, что семьи гастарбайтеров должны платить за продукты не меньше, чем в ЕС. Цены на продукты в центре Украины, например, в Днепре, плюс-минус похожи на цены в Москве или Берлине. Разве что только местные фрукты дешевле. В ЕС качественное молоко без пальмового масла можно купить примерно за столько же или даже дешевле. Молоко дешевле в Испании, Чехии, Словакии, Португалии, Венгрии и Польши. В дорогой Голландии оно по официальным данным стоит чуть дороже, а в действительности я покупал его в Гааге почти на треть дешевле, чем на Украине. Если на Украине не будет денег заробитчан для осуществления покупок по таким ценам, то, по меньшей мере, половина украинцев начнет просто голодать.
Рабочих мест для гастарбайтеров на Украине нет, даже если они согласятся получать украинские зарплаты. Карантин выбросил на улицу сотни тысяч украинцев, работающих внутри страны. Внутренние зарплаты в лучшем случае позволяют украинцам выжить без права серьезно заболеть. Украинские зарплаты недостаточны для оплаты даже лечения средней сложности. На сайте Никопольского завода «Интерпайп», принадлежащего Пинчуку, появилась информация о средней годовой заработной плате на заводе в пределах 104 тысяч гривен без вычета налогов или 8 тысяч 700 гривен в месяц «грязными». С точки зрения доходов и ВВП Украины, одна украинская пенсионерка, которая ухаживает за пожилыми людьми где-нибудь на севере Италии, зарабатывает около тысячи евро и высылает деньги домой, приносит экономике Украины почти столько же, сколько 1,5-2 молодых рабочих на вредном производстве «Интерпайп». При этом на Украине у нее практически не существует ни малейшего шанса получить более-менее достойную зарплату.
В ответ на свой вклад в экономику Украины заробитчане имеют полное право требовать от государства поддержку по защите своих прав. Прежде всего, они могут претендовать на то, чтобы государство перестало считать их экономическими преступниками и легализовало их право не платить украинские налоги на доходы, полученные за рубежом. Работники никогда не платили, не платят и не будут платить украинские налоги за свои зарубежные доходы. Уровень патриотизма значения не имеет. Налоги не платят работники сельского хозяйства, не платят программисты, не платят официантки, не платят грантополучатели и преподаватели львовских вузов — «цитадели украинского национализма», читающие лекции за рубежом.
Мой знакомый, преподаватель из Львовского университета поделился своими впечатлениями о реакции коллег на его принципиальную позицию платить налоги из зарубежных доходов. Он реально подает декларацию и платит. Но никто из его коллег, получающих доход за границей, этого не делает. Реакция на его позицию однозначна: «Зачем тебе это надо?». И почему они, спрашивается, должны платить эти налоги на зарубежный доход, если весь крупный и значительная часть среднего бизнеса на Украине законно «оптимизируют» украинские налоги через оффшоры?
Если мигранты работают за границей официально, они оплачивают все местные налоги и отчисления в пенсионные фонды. Часть украинцев уже получает пусть небольшие, но заработанные итальянские пенсии. Заплатить украинские налоги на заработанное в той же Италии означает заплатить двойной налог. Много украинцев работает за рубежом неофициально. Заплатить налог на Украине равнозначно открытому признанию нарушения законодательства ЕС.
Часть украинских граждан не может задекларировать свои иностранные, даже легальные заработки, потому что на Украине они могут считаться преступными. Те же украинские женщины, которые могут легально работать в Квартале красных фонарей в Амстердаме или на Репербане в Гамбурге, пусть только попытаются заявить украинской власти, где они работают… На Украине нет легальной сферы секс-услуг. Но если они пересылают часть заработанных средств на Украину, то приносят родине гораздо больше пользы, чем десятки тысяч тех же украинских бухгалтеров, задействованных в схемах по «отмыванию» денег и работе в оффшорах. Не говоря уже о значительной части политиков, чиновников, депутатов, прокуроров, судей.
Украинские заробитчане вполне реально могут требовать установление на Украине статуса индивидуальных экспортеров личного труда. Ведь украинский бизнес не платит НДС на экспортные продажи. Тем более, что и заробитчане и их семьи уже отчисляют налоги на свои закупки внутри Украины. Украинское государство, конечно, может усилить контроль за расходами таких работников на Украине. Но это может привести только к снижению денежных переводов на Украину. Украинцы, работающие за границей легально, будут больше денег оставлять там и активнее вывозить свои семьи из Украины. Из-за двойного налогообложения для части заробитчан будет выгоднее содержать своих близких за рубежом, но не платить украинские налоги в дополнение к европейским.
Легализация иностранных доходов работников позволит им законно переводить деньги на Украину, легально тратить, помещать заработанное на счета в украинские банки и по желанию — инвестировать. Сейчас без справки о доходах тот же Ощадбанк не примет от вас какой-то более-менее значительной суммы. С двадцать восьмого апреля начал действовать закон об усилении контроля за банковскими платежами и наличными расчетами. Если он действительно будет работать, украинским заробитчанам на Украине придется туго. Государство Украина просто еще больше толкнет главную статью своего экспорта в теневую экономику.
Кроме легализации, украинские заробитчане имеют полное право требовать от Украины зачислять им пенсионный стаж за свою работу за границей. При условии, конечно, что они будут ежемесячно осуществлять денежные переводы на свой украинский счет или своим близким. Они реально смогут заработать на свою украинскую пенсию. Вклад заробитчан в украинскую пенсионную систему через косвенные налоги в реальности значительно выше, чем у многих украинцев, которые работают внутри страны и платят налоги на зарплату.
Как главная статья украинского экспорта, украинские граждане имеют полное право требовать от государства защитить их права перед властями иностранных государств, организовывать их возвращение на рабочие места за рубежом в условиях карантина и получать от государства финансовую поддержку. Финансовая поддержка может проявляться в форме скидок на медицинское страхование за рубежом, бесплатное получение загранпаспортов, возмещение расходов на получение виз, беспроцентные или низкопроцентные кредиты на проезд и расходы за рубежом до получения первой зарплаты. Заробитчане — самый выгодный экспортный бизнес Украины и имеют полное право на поддержку государства не меньше, чем приближенные к власти предприниматели.
Если государство не пойдет навстречу этим работникам в условиях кризиса, то вполне возможно их объединение в один или несколько профсоюзов. Украинские заробитчане могут оказать поддержку кандидату на следующих президентских выборах или украинским партиям, которые пообещают выполнить их требования. Это всего лишь политика, но что-то получить на Украине можно только путем требований, «политического шантажа» и давления, а не униженных просьб или рациональных предложений. Украинская власть понимает только язык силы и «бабла».
Как ни цинично это звучит, но украинским политикам и чиновникам, со своей стороны, тоже стоит поддержать гастарбайтеров, чтобы сохранить власть. Заробитчанам надо не только помочь, но и «выбросить» их обратно в Европу, потому что они не только главная статья украинского экспорта, но и самая активная, самая решительная и смелая часть украинского народа. Ехать за тридевять земель, не «сидеть на пятой точке» в «родном нищем болоте», «горбатиться» без передышки, рисковать здоровьем, а часто и жизнью, могут только сильные и смелые люди. Если не предоставить им возможности уехать и заработать, они не станут терпеть «прогнившие украинские элиты». Они их просто снесут. На Галичине и на Волыни такое уже бывало.