Вот уже шесть лет действуют санкции ЕС против России в ответ на аннексию Крыма Путиным. Однако время от времени раздаются голоса, требующие отменить эти санкции, особенно от восточных немцев.
При этом любовь к «Большому брату», когда дружба между ГДР и Советский Союзом стала делом государственным, была, как правило, не совсем искренней. В чем причина? И почему сегодня это вдруг изменилось?
Поцелуй социалистических братьев (Горбачева и Хонеккера — прим. ред.) в апреле 1986 года должен был замаскировать уже открытую напряженность между Советским Союзом с его гласностью и перестройкой и ГДР, где о реформах ничего слышать не хотели. «Германо-советская дружба» и благодарность освободителям от фашизма к тому времени уже практически не были государственным делом и постановочным фоном для ритуалов, не меняющихся десятилетиями.
Но в повседневной жизни встречи продолжались: например, в сельскохозяйственных кооперативах, на пионерских сборах или в казармах, находившихся по соседству. Правда, слишком тесные контакты между размещенными в ГДР войсками и местным населением уже не поощрялись, о чем свидетельствуют некоторые исследования: «Потому что чем ближе они соприкасались, тем чаще возникали вопросы, действительно ли у коммунизма в России есть будущее», — объясняет Зильке Сатюков, профессор новейшей истории в Университете Галле-Виттенберг. Поэтому германо-советскую дружбу и Москва, и восточный Берлин сознательно поддерживали лишь на формальном и обезличенном уровне.
Трудности вынужденного брака
При этом Общество германо-советской дружбы (DSF), основанное в 1947 как образовательное объединение, было призвано наводить мосты с бывшим противником.
В детских садах и школах ГДР даже самым маленьким детям рассказывали о Советском Союзе. С 1951 года русский язык стал обязательным предметом и первым иностранным языком в школах. Особой любовью «язык оккупантов» не пользовался никогда. «На уроках русского языка речь шла о Ленине и комсомоле — далеких от жизни темах, которые совершенно не интересовали молодых людей», — продолжает историк Зильке Сатюков.
При этом возникало достаточно ситуаций, в которых можно было использовать школьный русский. Например, во время поездок в Советский Союз, организуемых Обществом Германо-советской дружбы, которыми награждались активисты.
По состоянию на 1989 год около 6,5 миллионов граждан ГДР были членами первичных организаций, бригад и предприятий Общества. Германо-советские встречи были возможными, но вовсе не обязательными.
Премии за пустые слова
С 1970-х годов Общество германо-советской дружбы стало чисто формальным объединением. «В зачет могло пойти любое, даже самое бессмысленное мероприятие. Мне на ум приходит один мясной магазин. Вместо того чтобы поддерживать дружбу, они каждый год вклеивали в бригадный дневник открытку от какого-нибудь советского космонавта и говорили: „Мы приветствуем товарища Леонова". Этой бессмысленной акции было достаточно, чтобы получать премии», — говорит Зильке Сатюков.
К 40-летию со дня основания Общества германо-советской дружбы летом 1987 года оно было награждено орденом Карла Маркса.
Не друзья, а оккупанты?
Но частные контакты между размещенными в ГДР советскими военными и местными жителями никуда не девались, дело доходило даже до свадеб. Однако русские в ГДР вплоть до их ухода оставались в глазах многих прежде всего оккупантами. Раздражали их маневры, разбитые военной техникой дороги и поля, а также жены офицеров, которые с утра скупали все в магазинах. Когда русские, наконец, ушли, так называемая «дружба» была уже давно забыта.
«Но всегда, когда что-нибудь происходит, например, война или выборы, восточные немцы реагируют в массе своей иначе, чем западные. Это связано с их историей», — считает Зильке Сатюков. История включает в себя множество объединяющих факторов и воспоминаний и до сих пор накладывает отпечаток на сознание людей.
Профессор Зильке Сатюков родилась в 1965 году в Веймаре, с 1991 по 1995 год изучала историю, германистику, философию, русский язык и литературу в Москве, Берлине, Эрфурте и Йене. С 2011 по 2017 год была профессором новейшей истории в Университете имени Отто фон Герике в Магдебурге. С 2018 года — профессор новейший истории в Университете имени Мартина Лютера в Галле-Виттенберге. Изучает историю культуры XIX и ХX века, пропаганду, механизмы формирования образов врагов.