Союзники США опасались этого решения. Но в четверг 21 мая Дональд Трамп его подтвердил, перед тем как покинуть Белый дом для поездки в Мичиган. Вашингтон в одностороннем порядке выйдет из Договора по открытому небу, который консолидирует систему контроля над вооружениями, и предоставляет его участникам право совершать облеты территорий друг друга. Госсекретарь США Майк Помпео заявил, что США выйдут из договора через шесть месяцев, то есть сразу после президентских выборов 3 ноября.
Как и в случае с выходом США из договора о ракетах средней и малой дальности в 2018 году, Дональд Трамп обвинил Москву в нарушении Договора об отрытом небе. «Россия не придерживалась условий Договора. Поэтому, пока они не будут придерживаться, мы выйдем из договора», — заявил президент США. Трамп высоко оценил качество своих отношений с Владимиром Путиным и выразил надежду, что новые переговоры позволят в будущем сохранить часть архитектуры контроля над вооружениями.
«У нас есть очень хороший шанс, что мы сможем достичь нового соглашения или сделаем что-то, чтобы снова вместе вернуть это соглашение. Но я думаю вот что произойдет: мы выйдем из договора — и тогда они придут к нам и захотят заключить договоренность. У нас очень хорошие отношения с Россией, мы работали вместе над нефтяной сделкой», — заявил Трамп.
Как и в случае с выходом из СВПД, решение США делает будущее договора весьма туманным. «Россия может сделать политический расчет и остаться в договоре, чтобы наглядно продемонстрировать действия США», — рассказал источник в Вашингтоне, пожелав остаться неназванным.
Основные принципы договора были изложены Джорджем Бушем-старшим в 1989 году в последние годы существования СССР. Договор вступил в силу только в 2002 году. Открытие воздушное пространство для взаимных разведывательных полетов затрагивает 34 страны подписавших соглашения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Полеты российских самолетов над важнейшими объектами США
Россию обвиняют в многочисленных нарушениях договора, начиная с запрета полетов над Калининградом и даже бывших грузинских республик, признанных только Москвой. Критики договора также утверждают, что он утратил свое значение из-за средств спутникового наблюдения, которые не прописаны в договоре.
«Ястребы» из Республиканской партии в течение длительного времени выступали за снятие этих ограничений. Договор «больше не служит для снижения напряженности или укрепления доверия. Вместо этого он дает России возможность шпионить, которой у нее до этого не было, что ставит под угрозу безопасность США», — заявил сенатор Арканзаса Том Коттон в 2019 году в колонке «Вашингтон Пост». Бывший советник по национальной безопасности Джон Болтон, сторонник выхода из Договора, поздравил всех с «важным моментом» в своем аккаунте в «Твиттере».
Однако решение Трампа подверглось критике со стороны экспертов по безопасности. «Это безумие. Я был директором ЦРУ», — резко прокомментировал в «Твиттере» Майкл Хейден, занимавший этот пост при Джордже Буше-младшем. Односторонний выход США только причинит неудобство союзникам Вашингтона, которые не располагают такими же спутниковыми средствами для получения информации о России. Выход США из договора «рискует расколоть трансатлантический альянс и еще больше подорвать репутацию Америки как стабильного и предсказуемого партнера в европейской безопасности», — написал в октябре 2019 года демократ Элиот Энгель, председатель комитета по иностранным делам палаты представителей.
«Что поражает, так это идеологическое послание этого выхода», — добавил эксперт. «Администрация Трампа показывает, что она не чувствует себя связанной тем, что она считает старыми договорами». Это тезис повторил в четверг президент США, в том числе, когда они касаются безопасности его союзников. Признавая их ограничения, защитники договора подчеркивают, что он создал платформу для диалога и сотрудничества между членами НАТО и Россией и был способен предотвратить непреднамеренную эскалацию. Ссылка на договор в 2018 году во время столкновения между российскими и украинскими силами в Керченском проливе напомнило, что он также позволяет передавать политические послания.
Этот выход США предшествует истечению срока действия последнего крупного американо-российского соглашения о разоружении СНВ III, касающегося размера военных арсеналов обеих стран. Этот договор о ядерном оружии вступил в силу в феврале 2011 года сроком на десять лет. Срок его действия истечет сразу после приведения к присяге человека, который победит на президентских выборах в ноябре.
Упомянутый Трампом пересмотр этого договора представляется особенно трудным, потому что Вашингтон хочет, чтобы его действие распространялось и на Китай, учитывая его военную мощь. Однако Пекин пока не проявляет к этому никакого интереса.