Говорят, что аллигатор, недавно умерший в Московском зоопарке, дожил до 84 лет. Якобы он сбежал в 1943 году во время бомбардировки Берлина, и этим обстоятельством был огорчен сам Гитлер. Мы постарались разобраться в этой истории
У этой истории есть действительно все для того, чтобы привлечь всеобщее внимание. В Москве, по сообщению зоопарка, в возрасте 84 лет умер аллигатор по кличке Сатурн.
Примечателен не столько преклонный возраст животного (в дикой природе аллигаторы живут лишь 30-50 лет), сколько то, что ему довелось пережить. Говорят, что это тот самый крокодил, который сбежал в ночь с 23 на 24 ноября 1943 года во время бомбежки берлинского района Шарлоттенбург из полуразрушенного аквариума, а два года спустя «случайно» был пойман британскими солдатами и передан советским военным. С июля 1946 года Сатурн жил в Москве.
Более того, по слухам, это был «любимый питомец Гитлера». Но сам Московский зоопарк не подтвердил эту версию: по словам его представителей, никаких документов, которые могли бы считаться доказательством, нет.
Наше издание, как и сотни прочих СМИ из Германии и других стран, публикует это занимательное сообщение. У этой истории есть поистине все, чтобы привлечь к себе внимание широкой общественности.
Но есть одно «но»: скорее всего это неправда.
Кстати, аналогичная история была опубликована в 2005 году в журнале Stern. Но там указывалось, что 96 животных (из 16 тысяч), переживших вышеупомянутую бомбежку Берлина, в конце 1943 года были переданы зоопарку в Лейпциге. Возможно, советские солдаты перевезли крокодила в Москву именно оттуда.
Эта версия представляется намного более убедительной, чем та, которую сообщил Московский зоопарк. Да и зачем было британским солдатам, поймавшим в 1946 году на территории своего оккупационного сектора Берлина экзотическое животное, передавать его русским? Отношения между бывшими союзниками уже тогда были очень напряженными, и особенно это касалось поделенного на четыре сектора города.
Кроме того, о такой находке весной 1946 года наверняка написали бы газеты. Но ни в оцифрованных архивах американских СМИ, ни в базе данных прессы бывшей ГДР соответствующей информации найдено не было. Хотя, к примеру, в 1950 году газета Neues Deutschland (центральный печатный орган восточногерманской Социалистической Единой Партии Германии, СЕПГ) писала, что частный «школьный зоопарк», владельцем которого был исследователь Африки Ганс Шомбургк (Hans Schomburgk), на время получил от Лондонского зоопарка молодого каймана размером около 50 см.
Как минимум четверо животных на следующее утро были найдены мертвыми перед разрушенным аквариумом. Предположительно, их выбросило из аквариума, и на легком ноябрьском морозе они попросту замерзли. Для персонала зоопарка это стало решением проблем с пропитанием: благодаря низким температурам на улице мясо погибших рептилий оставалось свежим. Так что «весь персонал на два дня был обеспечен очень вкусным супом из крокодильих хвостов», говорится в изданной в 1994 году книге, посвященной истории Берлинского зоологического сада.
Тем не менее по Берлину моментально поползли слухи, что несколько крокодилов сбежали из зоопарка, уплыв по каналу Ландверканаль. Русская иммигрантка Мари Васильчикова, жившая в Берлине, записала в своем дневнике 25 ноября 1943 года, что рептилий «как раз вовремя поймали и расстреляли»: «Какое же это было зрелище, надо думать!»
Аллигаторы, в отличие от своих близких родственников — обыкновенных крокодилов — способны в течение некоторого времени переносить низкие температуры, а под водой — даже минусовые. Но как аллигатор, в дикой природе обитающий в реке Миссисипи, смог бы два с половиной года прятаться в водоемах Берлина и охотиться, чтобы выжить?
Намного более вероятно, что Сатурн, умерший на днях в Московском зоопарке, если и бывал когда-то в Берлине, то был пойман вскоре после бомбежки и перевезен в Лейпциг, а уже оттуда в 1946 году переправлен в Москву в качестве трофея.
Был ли он обитателем Берлинского зоологического сада и содержался ли после его разрушения в какой-то частной коллекции, а после разрушения многочисленных домов аристократии в Шарлоттенбурге бежал? Теперь, пожалуй, это уже не выяснить.
Таким образом, остается последний вопрос. Какое отношение к аллигаторам имел Гитлер? Ответ прост: никакого. Нет никаких свидетельств, что фюрер и рейхсканцлер испытывал интерес к зоопаркам или конкретно к Берлинскому зоологическому саду. До 1933 года он несколько раз выступал в зданиях Лейпцигского зоопарка, однажды — в зоопарке Гамбурга. В Берлине же он несколько раз посещал кинотеатр во Дворце киностудии Ufa, расположенном рядом с зоологическим садом.
Если второй человек в Третьем рейхе Герман Геринг однажды сфотографировался с львенком, то аналогичных фото Гитлера нет. Иными словами, можно с уверенностью сказать, что «аллигатор Гитлера» — не более чем выдумка.