С Сибирью обычно ассоциируется лютый холод, но сейчас ртуть быстро поднимается по столбику термометра вверх. В Сибири стоит 30-градусная жара — даже у Северного полярного круга.
Исследователь Финского метеорологического института Мика Рантанен (Mika Rantanen) называет сибирскую погоду нетипичной. И хотя летом в Сибири местами очень тепло, 30 градусов для мая — слишком много.
«Конечно, +30 градусов у Северного полярного круга — исключительная ситуация», — считает Рантанен.
В Сибири и зима была теплая.
«Эта зима в России и Сибири была рекордно теплой, а сейчас тепло сохраняется — в виде жары. Есть большая вероятность, что лето в Сибири станет рекордно жарким», — говорит Рантанен.
Фальстарт в таянии морских льдов
Для многих теплое лето — радостная весть, но для природы, привыкшей к другим условиям, это настоящее испытание. Уже сейчас исключительная волна жары сказывается на состоянии морского льда Карского моря.
«Летнее таяние морских льдов началось примерно на месяц раньше нормы. Сейчас лед на море исключительно тонкий, и из-за жары он точно начнет таять раньше, чем обычно».
Обычно таяние льда на Карском море начинается в июне-июле. Рекордно раннее таяние льда, по мнению Рантанена, не предвещает ничего хорошего.
Скверная тенденция
Состояние морских льдов в Арктике беспокоит исследователей климата уже долгое время. Считалось, что зимой морского льда стало больше, но общая картина остается тревожной. В марте исследователь Дженнифер Фрэнсис (Jennifer Francis) сообщила НАСА, что состояние арктического льда все еще хуже нормы.
«Причин ждать, что ситуация улучшится, нет. Считается, что тенденция будет становиться все хуже», — сообщила Фрэнсис весной.
Рантанен из Финского метеорологического института тоже считает раннюю жару в Сибири плохим знаком. Морской лед в Арктике тает быстрее обычного, из сибирской почвы, скованной вечной мерзлотой, выходит метан.
«Это явные следствия жары. Морской лед начинает таять раньше обычного, из болотистых участков выходит метан», — говорит Рантанен.
Похоже, на этой неделе на севере Сибири все еще будет жара. Потом она сместится на восток, и с запада придет прохладный воздух. Сколько продержится такая погода, и успеет ли она повлиять на таяние льдов и выход метана — пока неизвестно.
«Впереди еще все лето. Кто знает, что будет!»