За месяц до начала немецкого председательства в Совете ЕС федеральный канцлер Ангела Меркель (ХДС) заявила, что в фокусе внимания будет преодоление кризиса, вызванного коронавирусом, а также его последствий. В среду Меркель вместе с министром финансов Олафом Шольцем и министром иностранных дел Хайко Маасом (оба — СДПГ), а также главой ведомства канцлера Хельге Брауном (ХДС) проинформировала об этом руководство Европейского парламента. Со стороны последнего в разговоре приняли участие председатель Европарламента Давид Сассоли и председатели фракций.
После беседы, которая состоялась не в стране председательства, как обычно, а в формате видеоконференции, федеральное правительство сообщило, что речь шла в основном о необходимых мерах восстановления европейской экономики, а также о многолетних финансовых рамках ЕС. Кроме того, обсуждались вопросы защиты климата, цифровой политики и роли Европы в мире. Депутаты бундестага и Европейского парламента в среду также обменялись мнениями. Председатель бундестага Вольфганг Шойбле (ХДС) заявил, что осенью должна состояться конференция на высшем уровне по вопросам миграции и предоставления убежища при участии депутатов национальных парламентов и Европейского парламента.
«Европа может выйти из кризиса более сильной, чем вошла в него», — сказала Меркель по поводу внешней политики и политики безопасности во время председательства Германии в Совете ЕС. Хотя взгляд теперь будет направлен прежде всего внутрь, на экономическое восстановление, нужно иметь в виду, насколько «важны наши всемирные действия». Речь идет о том, чтобы укрепить Европу как «якорь стабильности в мире» и «развивать ее дальше как дееспособную и сформировавшуюся силу».
Прежде всего должны активно формироваться отношения с Китаем, считает Меркель. На сентябрь в Лейпциге запланирован саммит «ЕС-Китай». Меркель назвала четыре темы, по которым она надеется на прогресс: заключение инвестиционного соглашения, защита климата и окружающей среды, увеличение прозрачности при глобальных пандемиях и поступательное развитие в Африке.
США как важнейший партнер
На октябрь запланировано проведение саммита «ЕС-Африка». Необходимо совместными усилиями найти ответ на вопрос, как смягчить последствия пандемии, сказала Меркель. При этом Европа может многому научиться у африканских стран, имеющих собственный опыт переживания пандемий. Меркель напомнила, что Берлинская конференция по Ливии в январе внесла свой вклад в поддержку миротворческих усилий. Шанс стабилизировать страну есть только тогда, когда стороны поддерживают согласованный ООН проект перемирия и возвращаются за стол переговоров.
Это определяет и отношение к России. Есть много весомых причин стремиться к хорошим отношениям с Россией: географическая близость, общая история, глобальные вызовы и двусторонние экономические отношения, сказала Меркель. С самого начала своего канцлерства она выступает за «критически-конструктивный диалог» и мирное сосуществование с Москвой, но не на основании права сильного, а на основании силы права. Меркель подтвердила значимость Хельскинского заключительного акта и Европейской конвенции по правам человека. «Этот канон ценностей и правил Россия неоднократно нарушила».
Минский процесс — центральный момент
В качестве примера Меркель напомнила, что Россия аннексировала украинский Крымский полуостров в нарушение норм международного права. Россия поддерживает марионеточный режим в регионах Восточной Украины и атакует западные демократии, в том числе и Германию, при помочи гибридных средств. «Если где-то пренебрегают основополагающими правилами международного права, мы будем об этом говорить». А если прогресса в Минском процессе не будет, придется сохранить имеющиеся санкции.
Канцлер в среду много говорила о «дееспособной Европе», но она не обратилась к размышлениям, которые озвучивала в 2018 году. В июне 2018 года в беседе с изданием Frankfurter Allgemeine Zeitung она предложила идею «европейского совета безопасности». В нем должна была быть на ротационной основе — для «укрепления дееспособности» — представлена только часть стран-членов. Такая модель исключила бы прежде необходимое единодушие во внешней политике.
Перед Европейским парламентом Меркель заявила в конце 2018 года, что нужно «быть готовыми к переосмыслению путей принятия решений и отказаться от принципа единодушия — особенно там, где договоры позволяют это сделать, и там, где это возможно». Намерена ли канцлер в ходе своего предположительно последнего председательства в Совете ЕС поднять этот вопрос? В выступлении в среду речь об этом не шла.
Но и без этого Ангела Меркель ориентируется на темы, стоящие на повестке дня. Если не получится до конца июня достигнуть консенсуса по программе восстановления объемом 750 миллиардов евро, предложенной в среду Еврокомиссией, Берлин должен будет оказать давление, чтобы продолжить переговоры параллельно с установлением финансовых рамок на следующие семь лет. Дополнительные средства смогут быть выделены странам-членам только с начала 2021 года, когда их национальные парламенты одобрят рост расходов ЕС.
И в отношении Брексита время поджимает. В конце года истекает переходный период, когда Великобритания экономически все еще относится к ЕС. Дипломаты ЕС полагают, что Лондон только после летних каникул будет готов к серьезным переговорам — и уступкам. Переговоры должны завершиться до конца октября, прежде чем будет ратифицировано соглашение парламентов в Брюсселе и Лондоне. Задача Германии в роли председателя Совета — прежде всего сплотить страны — члены сообщества.