У бельгийской разведки ушли годы на то, чтобы решить, работает ли высокопоставленный полковник на Россию, нанося НАТО «огромный ущерб». Но даже если он ни в чем не виновен, ставшие достоянием гласности материалы рисуют весьма неприглядную картину того, как страна, где находятся штаб-квартиры ЕС и НАТО, превратилась в вотчину для разъезжающих на «Феррари» шпионов и курящих кальян преступников.
В НАТО есть четыре грифа секретности.
Высший носит название «совершенно секретно, особой важности», и присваивается информации, утечка которой может нанести «исключительно серьезный ущерб» западному альянсу. Об этом говорится в руководящих документах НАТО.
У бельгийского полковника был допуск к такой «совершенно секретной, особой важности» информации, а это значит, что он был «осведомлен обо всей оборонной политике нашей страны и наших союзников по НАТО», говорится в одном просочившемся в прессу документе.
«Это прежде всего относится к украинскому конфликту и к политике Североатлантического альянса в отношении России. Он участвует в составлении брифингов по всем трем темам», — отмечается в этих документах.
Полковник знал о «передвижениях российских войск на Украине» и о «присутствии неопознанных подводных лодок в Норвегии». Он также знал о военных операциях НАТО и ЕС за рубежом. А поскольку секретные материалы НАТО и ЕС обычно хранятся и передаются через компьютерные системы стран-членов, этот полковник имел «доступ ко всем сообщениям, получаемым и отправляемым бельгийской армией», говорится в ставших достоянием гласности документах.
«Само собой разумеется, что если он работает на русских… это представляет огромную опасность для нашей страны и для наших союзников», — отмечается в одном из этих документов.
EUobserver не называет имя этого полковника, потому что его не судили, и виновным он не считается.
Однако Служба государственной безопасности Бельгии (VSSE) в период с 2014 по 2015 годы неоднократно докладывала о его многочисленных подозрительных действиях, и нашему вебсайту удалось ознакомиться с этими докладами.
Доклады бельгийской контрразведки были основаны на данных нескольких источников оперативной информации. Кроме того, там есть выводы слежки за домами подозреваемых и данные перехвата их телефонных разговоров. Под подозрением оказались взаимоотношения этого полковника с бельгийским офицером-резервистом из службы военной разведки, которая называется Служба генерального правосудия и секретности (ADIV). Эти люди подружились во время совместной службы в армии, а полковник стал крестным отцом сына резервиста.
Он входил в состав преступной группировки, занимавшейся контрабандой бриллиантов и нефти, сотрудничая с российским олигархом, «близким к российскому президенту Владимиру Путину», с чеченским бандитом, дружащим с руководителем Чечни Рамзаном Кадыровым, и с третьим человеком, который является офицером российской внешней разведки. Об этом говорится в документах VSSE. У резервиста даже была кредитная карта American Express, которая «пополнялась с банковского счета в Чечне».
А когда бельгийская контрразведка внимательно присмотрелась к полковнику, имевшему доступ к совершенно секретной информации, то оказалось, что его состояние не соответствует официальным доходам.
В марте 2015 года VSSE недвусмысленно заявила о том, что подозревает полковника в сотрудничестве с российскими спецслужбами. В другом документе контрразведывательной службы указывается на то, что его поймали в июне того же года в результате операции с использованием подставного агента и прослушивания.
Служба генерального правосудия и секретности неожиданно уволила резервиста и лишила его допуска к секретам. Резервист позвонил полковнику, прося о защите, однако полковник прервал разговор, о чем источник из бельгийских спецслужб сообщил EUobserver.
«Он [полковник] втиснул весь этот маленький мир в закодированные сообщения», — говорится в докладе VSSE. Под маленьким миром имеется в виду резервист, полковник и сомнительные знакомые резервиста. Как отметил бельгийский источник, британская и американская разведка пыталась помочь VSSE взломать шифры, но они оказались слишком сложными.
А потом весь этот «маленький русский мир» как будто исчез с бельгийского радара.
Ответ полковника
Быстро прокрутим время вперед, и нам станет ясно, что у бельгийского полковника до сих пор сохраняется допуск к совершенно секретным материалам НАТО, хотя он ушел из армии, о чем сообщил недавно вышедшему на него репортеру EUobserver. Полковник написал в редакцию сайта резкое письмо на 10 страницах, в котором отрицал любые правонарушения со своей стороны, однако не захотел, чтобы его слова цитировали.
Он также заявил, что не вел никаких подозрительных телефонных разговоров с резервистом-шпионом, на которые есть ссылки в докладе VSSE о «зашифрованных сообщениях».
Полковник рассказал EUobserver, что в Бельгии в 2017 году было проведено внутреннее расследование, и его признали невиновным. По его словам, для него стало большой неожиданностью, что понадобилось так много времени, чтобы восстановить свое честное имя.
Между тем, резервиста, имя которого EUobserver тоже не называет, так и не привлекли к суду за измену. Сейчас он работает директором небольшой бельгийской компании, о чем свидетельствует ее декларация из Национального банка Бельгии.
НАТО заявила, что Бельгия сама решает, отвечать или нет на вопросы, так как она в соответствии с двусторонними соглашениями несет ответственность за обеспечение безопасности международных институтов на своей территории.
Служба государственной безопасности Бельгии отказалась от комментариев, когда ее попросили подтвердить изложенную полковником версию событий. Но один бельгийский представитель в неофициальном разговоре встал на сторону полковника, заявив, что все эти доклады о подозрительной деятельности не более чем буря в стакане воды.
Между тем, высокопоставленный источник из органов безопасности ЕС с уважением отозвался о VSSE. «Бельгия довольно маленькая страна, но ей приходится сталкиваться с большими угрозами», — отметил этот источник, имея в виду разведывательную деятельность русских и китайцев. По его словам, спецслужбы Бельгии работают грамотно, и западные партнеры воспринимают их всерьез. «Например, Бельгия недавно председательствовала в Бернском клубе», — сказал этот источник, имея в виду неформальный форум руководителей европейских спецслужб, созданный в 1971 году и регулярно проводящий встречи.
Но даже если полковник ни в чем не виновен, ставшие достоянием гласности бельгийские материалы рисуют устрашающую картину той ситуации с безопасностью, которая сложилась в стране.
Во-первых, уволенный за шпионаж в пользу России бельгийский резервист пробил брешь в зарубежных операциях ADIV. Этот человек, имевший доступ к секретной информации, «знает весь список офицеров-резервистов из военной разведки», — отмечается в докладе VSSE за октябрь 2014 года. «Некоторые офицеры работают в России, и разглашение их имен российским спецслужбам стало бы катастрофой», — предупреждают авторы доклада. Этот доклад увидел свет за семь месяцев до того, как резервист лишился своего звания в военной разведке и допуска к секретным документам.
Скрытый мир
Появившиеся в открытом доступе после утечки документы указывают на то, что в Бельгии существует скрытый мир, в котором агенты враждебных государств наслаждаются жизнью.
ADIV берет на службу таких людей как упомянутый офицер-резервист, потому что у них есть ценные контакты с русскими, и эта служба привлекает их к работе на Запад.
А этот резервист неоднократно хвастался своими покровителями из числа олигархов, в том числе, бывшим российским нефтяным магнатом Михаилом Ходорковским, который сегодня живет в Британии.
Как-то раз резервист приехал на работу на «Феррари» и заявил, что машину ему подарил Ходорковский, так как этому русскому «не понравился цвет сидений». Он часто ездил в Россию и в другие постсоветские страны. Резервист вместе с бельгийским полковником также охотился на антилоп, оленей и волков в Австрии, Бельгии и Чехии.
Один из русских друзей резервиста как-то купил ему в США винтовку с ночным прицелом, однако подарок застрял на бельгийской таможне, потому что винтовка «имеет только военное назначение». Другие знакомые резервиста были не менее колоритными личностями. Один из них на законных основаниях зарегистрировался в его доме на постоянное жительство.
«Но трудно себе представить, чтобы чеченский олигарх жил вместе с ним в таком маленьком доме на одну семью», — говорится в документе Службы государственной безопасности Бельгии. Скорее всего, этот чеченский визитер жил в брюссельском пятизвездочном отеле недалеко от площади Стефани.
«В любом случае, поведение чеченского гостя в офисе бельгийской фирмы было весьма необычным для бизнесмена. Он курил кальян», — говорится в докладе VSSE.
Санитарный кордон
История о том, как Россия могла выведывать натовские секреты, и что сделала Бельгия для пресечения этой деятельности, появилась в момент усиления геополитической напряженности.
Есть основания считать, что у российских и китайских спецслужб в Бельгии под прикрытием работают сотни оперативных сотрудников.
Страны НАТО тоже шпионят за своими противниками в период новой холодной войны, о чем свидетельствуют бельгийские материалы, повествующие о «работающих в России офицерах военной разведки».
Информацию о шпионской деятельности китайцев в институтах ЕС и в бельгийских научных центрах недавно отыскали французские и германские газеты, а также EUobserver.
Но несмотря на многочисленные сенсационные материалы о Китае, Россия по-прежнему представляет угрозу, на что указывают бельгийские документы. Но в российской угрозе есть свои особенности, потому что она пересекается с организованной преступностью.
Глядя на такие действия Кремля, союзники по НАТО и ЕС тоже сотрудничают в сфере контрразведки с использованием неформальных методов, отличающихся от тех, что зафиксированы в договорах.
А Брюссель оказался слишком мал для того, чтобы скрыть подозрения столь огромного масштаба.
Как-то раз в начале 2015 года, когда в натовских кулуарах уже скопилось немало докладов бельгийской контрразведки о подозрительном полковнике, альянс провел важное совещание о том, как реагировать на российскую агрессию на востоке Украины. Но к огромному удивлению бельгийского полковника, его на эту встречу не пригласили.
«Похоже, эта мера стала частью совместного натовского плана по созданию „санитарного кордона" вокруг него», — говорится в докладе VSSE.