Новая борьба за лидерство в женском одиночном катании
Недавно весь мир обошла новость о том, что российская медалистка в фигурном катании Александра Трусова перешла тренироваться к другому тренеру. Она покинула свою долголетнюю наставницу Этери Тутберидзе и будет работать под руководством Евгения Плющенко.
Трусова является обладательницей высшей в мире оценки за произвольную программу. Она владеет 4 видами четверных прыжков. Александра входит в группу «трех российских принцесс фигурного катания», которые в сезоне 2019-2020 года потрясли мир. Двумя другими являются Алёна Косторная (16) и Анна Щербакова (16). Все они — воспитанницы школы Тутберидзе. Именно у нее они оттачивали свои фантастические прыжки. Именно из ее школы после блестящих побед в юниорском чемпионате они добились поразительной победы в финале Гран-при во взрослом разряде. Эти три россиянки заняли все три медальных места на пьедестале почета финала Гран-при в Турине. Представительница Японии Рика Кихира осталась четвертой.
От российских девушек многого ждали на планировавшемся на март нынешнего года чемпионат мира в Монреале, однако к сожалению, из-за пандемии коронавируса мировое первенство по фигурному катанию было отменено.
В прошлом году я была в числе болельщиков на «Супер-Арене» на чемпионате мира в Сайтаме и своими глазами видела победу Алины Загитовой, еще одной ученицы Этери Тутберидзе. Я часто вспоминаю, что была покорена одухотворенностью и красотой Загитовой.
Однако в декабре Алина объявила о приостановке своей спортивной карьеры. И всего за год расклад сил в женском фигурном катании кардинально изменился.
Не следует торопиться со «сменой поколений»
Из-за коронавируса сезон 2019/20 кажется уже очень далеким, но есть много вещей, о которых следует вспомнить. Что касается самих фигуристок, то в СМИ выплеснулась лавина пугающей информации и мнений по поводу резкого снижения возраста выступающих спортсменок.15-летние и 16-летние фигуристки, только что перешедшие во взрослый разряд, господствовали на всех этапах Гран-при, а всего лишь 17-летняя Загитова уже вынуждена прервать свои выступления. Эти события вызвали споры о слишком быстрой смене поколений в женском катании.
Тогда и прозвучали те слова, которые я до сих пор не могу забыть: «Женское фигурное катание — это спорт, в котором могут преуспеть только дети».
Их произнес мой друг, большой любитель спорта, когда узнал о суматохе, вызванной уходом Загитовой. Если спортсменка в 17 лет раздумывает над завершением карьеры, такое мнение представляется вполне оправданным. Сама Загитова отметила, что обязательно вернется на лед, и ее решение не равносильно уходу из спорта. Тем не менее победы юных девочек, судя по всему, будут продолжаться. Но я категорически не согласна с тем, что женское катание — это спорт только для юных.
Одна из важных причин преимущества юных спортсменок состоит в их способности выполнять сложные прыжки. Сейчас в арсенале многих из них есть разные четверные прыжки и тройной аксель. Конечно, юный возраст — не абсолютная гарантия успеха. В японской команде одиночниц много юных спортсменок, но немногие из них побеждают на крупных соревнованиях. Но факт остается фактом: с возрастом возможности фигуристок выполнять высокие по сложности прыжки сокращаются.
Когда юный возраст и неполная сформированность тела становятся оружием, помогающим побеждать
Проблема «омоложения» фигурного катания, которая особенно ярко высветилась на фоне великих побед Алины Загитовой, на самом деле не так уж и нова.
15-летняя Тара Липински, например, выиграла золотую медаль на Олимпийских играх в Нагано в 1998 году, превзойдя фаворитку турнира Мишель Кван благодаря двум каскадам из сложных тройных прыжков.
Тогда в годы студенчества я сама занималась фигурным катанием и вместе с друзьями напряженно следила за всеми перипетиями олимпийского турнира фигуристов в Нагано. Мы были абсолютно убеждены в справедливости победы Тары Липински, считая, что фигурное катание — это спорт, и она честно победила в спортивной борьбе. Но все-таки в глубине души у всех нас оставалось какое-то легкое чувство неудовлетворенности. Оно, наверное, происходило от мысли о том, что Липински, только что перейдя из юниоров во взрослые, уж слишком быстро добилась победы.
Позднее я, как мне кажется, нашла причину тогдашнего моего ощущения в книге Котаро Саваки «Кинотеатр, книжный магазин и стадион», которую автор написал уже после Игр в Нагано в 2005 году. Там господин Саваки написал следующие строки:
«Женское фигурное катание слишком „зациклено" на прыжках и в каком-то смысле отторгает взрослых фигуристок со зрелыми телами».
«Спортсменка с наивысшими навыками соревнуется на высочайшем уровне с соперником высочайшего класса. Сражение в произвольной программе между Тарой Липински и Мишель Кван, которое должно было породить впечатление о „совершенстве" этого действа, заставило меня думать, что чего-то здесь не хватает. И это происходило от ощущения того, что они, особенно Тара Липински, используют свою молодость в качестве оружия».
Так вот в чем дело! Мое чувство некоторой неудовлетворенности возникало в связи с тем, что Тара Липински слишком подчеркнуто использовала свою молодость как оружие.
С той поры прошло больше 30 лет. Фигурное катание сделало колоссальный рывок вперед. Поменялись и правила. Появились удивительные фигуристки, сочетающие в себе юность и зрелость. Например, россиянка Алёна Косторная. Иногда ловишь себя на мысли о том, как удалось этой прекрасной 16-летней фигуристке соединить в себе молодость и удивительную зрелость.
Один тренер-ветеран фигурного катания однажды сказал в интервью: «Почему девочки-фигуристки не могут так легко прыгать, когда взрослеют? Потому что так устроен женский организм».
Эта проблема существует издавна. И конечно, она обострилась сегодня, в век четверных прыжков. В связи с этим в Международном союзе конькобежцев рассматриваются различные предложения. Среди них — повышение возраста перехода фигуристок из юниоров во взрослые, изменение соотношения оценок за технику и художественное впечатление и т.д. Поскольку фигурное катание — это хорошо организованный спорт, много здесь можно достичь за счет адекватной и разумной корректировки правил.
С другой стороны, история доказывает, что даже взрослые фигуристки умеют показывать себя на льду. Например, Сидзука Аракава в 24 года взяла олимпийское золото на Олимпиаде в Турин-2006, Каролина Костнер, бронзовая медалистка Игр в Сочи, оставалась в спортивной элите и после 30-ти. Даже если такие случаи — редкость, поклонников это воодушевляет.
Фигурное катание — это всеобъемлющее искусство
Еще один момент для размышлений заключается в том, что фигурное катание — это не только спорт. По словам известного японского фигуриста Тацуки Матиды, фигурное катание — это «всеобъемлющее искусство», поэтому в нем есть нечто, что достигает зрелости с возрастом.
Юные фигуристки имеют преимущество из-за легкости в прыжках, но это не равносильно тому, что в женском одиночном катании «могут побеждать только дети».
До сих пор в моем сердце живет исполненное высокого мастерства и чувственности выступление Мао Асады с произвольной программой на Олимпиаде в Сочи. В минуты отдохновения я вновь и вновь пересматриваю его и черпаю в искусстве Мао душевные силы.
Или Мишель Кван. Потерпев поражение от Тары Липински на Олимпиаде в Нагано, она через четыре года снова приехала на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити, где взяла бронзовую медаль, допустив небольшую неточность в прыжке. Сложившиеся фигуристки обычно обладают отточенной годами техникой и выразительностью катания, которые надолго западают в душу их поклонникам.
Я не говорю, что, обладая выразительностью катания, фигуристки могут и не побеждать в турнирах. Каждый спортсмен стремится к победе. Любителям фигурного катания тоже нравится, когда побеждают их кумиры. А прыжки при этом остаются важным элементом техники фигуристок. И преимущество в них все же принадлежит молодым. Но это нисколько не означает, что побеждать на льду «могут одерживать только дети».
Фигурное катание — это спорт, но он содержит не только спортивные элементы. Как девочкам прыгать и побеждать гравитацию в период роста? Как добиваться выразительности катания? Фигурное катание сегодня, как и раньше, стоит перед сложными вызовами, и мне, как поклоннице с 40-летним стажем, эти вызовы нравятся.