Успех или неудача России в борьбе с эпидемией Covid-19 повлияет на ее инвестиционный климат в ближайшие годы.
Не может быть, чтобы в России смертность была всего лишь 1,02%-1,12%, утверждают некоторые западные СМИ. Должно быть, они делают что-то не так. Во всей Западной Европе число умерших гораздо больше. В США — в пять раз больше. Так же, как и в Бразилии, которая на прошлой неделе обогнала Россию и заняла второе место в мире по числу инфицированных коронавирусом. В России число заболевших составляет более 387 тысяч человек, и она занимает 3-е место. Но почему в России уровень смертности не может быть низким? Что же на самом деле препятствует ее росту?
Эпицентром вспышки коронавирусной инфекции в России является Москва. До сих пор столица была городом, более других пострадавшим от инфекции, но 28 мая число новых случаев заболевания там сократилось до 2054, что является самым низким показателем с момента достижения пика в начале мая. Критики Кремля говорят, что данные о вирусе, поступавшие из других городов, были недостоверны. Это позволяет предположить, что число случаев заболевания намного больше — как, по-видимому, на юге страны, в мусульманской республике Дагестан.
Ранее в этом месяце в статьях, опубликованных в газете «Файнэншл Таймс» (The Financial Times), также говорилось о том, что статистика смертности в России занижена. Авторы статей писали, что число умерших, возможно, примерно на 70% больше, чем сообщает официальная российская статистика. Газета «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times), получившая Пулитцеровскую премию за репортаж о российском скандале, которого не было, писала, что реальное число погибших в Москве в апреле составило 1700 человек, что почти в три раза превышает официальные статистические данные.
Сегодня модно разоблачать случаи занижения данных. Однако пока фактически «разоблачено» лишь то, что число смертельных случаев, когда в качестве основной причины смерти был лабораторно подтвержден коронавирус, примерно в два-три раза меньше общего числа смертей, превышающих среднестатистические показатели за предыдущие годы.
Но то же самое можно сказать почти о каждой стране в мире.
Коронавирус и обвал цен на нефть стали разрушительной силой в российской экономике. Рейтинговое агентство «Фитч» (Fitch Ratings) на прошлой неделе изменило прогноз по снижению ВВП страны, и теперь это снижение находится на уровне 5% по сравнению с прежним прогнозом, составлявшим 3,5%.
Французский банк «Бэ-Эн-Пэ Париба» (BNP Paribas) снизил целевой показатель рентабельности на 2 процентных пункта до —6,5% из-за затянувшегося карантина и простоя предприятий, а также вялого внешнего спроса на российские товары, а именно нефть и газ.
Россия в борьбе с коронавирусом
Одной из причин «подозрительно» низких показателей смертности является то, что Россия приводила данные только о подсчитанных случаях смерти людей, которые умерли от самого коронавируса, а не от других болезней, называемых сопутствующими заболеваниями. По иронии судьбы, именно этот подход изложен в руководстве Всемирной организации здравоохранения, в котором прямо говорится, что эти летальные случаи «не являются смертями, вызванными Covid-19, и не должны быть засвидетельствованы как таковые».
В Центре доказательной медицины Оксфордского университета объясняют, что неправильно связывать с Covid-19 все смерти тех, у кого был получен положительный результат теста на коронавирус SARS-CoV-2, вызывающий атипичную пневмонию. Специалисты Центра отметили, что «смерть при наличии болезни (связь) — это не то же самое, что смерть от болезни (причинно-следственная связь)».
Например, объясняют в оксфордском Центре, все острые вирусные инфекции, включая сезонный грипп, приводят к росту смертности от сердечнососудистых заболеваний, но все-таки в этих случаях смерть происходит не от гриппа, а от сердечнососудистых заболеваний.
Страны с более высоким уровнем смертности от коронавируса, такие как Франция, приводят данные о количестве «умерших людей, у которых был положительный результат теста», независимо от основной причины смерти. По сравнению с показателями, определяемыми по методологии ВОЗ, это будет примерно в два раза больше.
В московском бюро судебно-медицинской экспертизы утверждают, что у них были самые точные данные. Судмедэксперты говорят, что, в отличие от многих городов и стран мира, в Москве проводится вскрытие всех умерших пациентов, в анамнезе которых были симптомы, похожие на Covid-19, а не только тех, у которых были положительными результаты тестов.
По данным Департамента здравоохранения города Москвы, среднегодовой уровень смертности за последние три года в Москве за апрель составил 10081 человек, что на 1753 случая меньше, чем в апреле этого года. Смерть была вызвана коронавирусом Covid-19 почти у половины из них- 805 человек, а у 756 (43%) был положительный результат теста на SARS-CoV-2, но умерли они от других заболеваний. Около 200 (или 11%) из общего числа «избыточных» (то есть, превышающих среднестатистический показатель) смертей напрямую с пандемией не связаны.
По процентам эти данные очень близки к данным по Нью-Йорку.
Профессор-эпидемиолог Роман Примула (Roman Prymula), руководитель национального кризисного штаба Чехии, заявил, что считает сообщения о заниженной статистике смертности простой дискредитацией России «в погоне за сенсацией».
«Если просто разделить количество тех, кто умер, на количество тех, у кого был получен положительный результат теста, получается очень некорректное и необъективное число», — говорит он.
«Некоторые страны делают больше тестов, учитывая и эти бессимптомные случаи, а другие проводят меньше тестов и только у тех, у кого очень острые симптомы, — говорит он. — Поэтому неудивительно, что уровень смертности в последнем случае выше, чем в первом».
Помимо «необъективности, связанной с принципом проведения тестирования», страны значительно различаются по плотности населения, возрастной структуре населения и другим аспектам, связанным со здоровьем, которые также влияют на смертность от вируса.
Если сравнивать общее число «избыточных» смертей на миллион, можно получить более полную и убедительную картину. В Лондоне в апреле было зафиксировано около 750 «избыточных» смертей на миллион, а в Нью-Йорке в два с лишним раза больше (более 1700 на миллион). В Москве, по самым скромным подсчетам, это число составляет около 160 смертей на миллион — цифра, сопоставимая с числом «избыточных» смертей на миллион в Берлине.
Почему эти связанные с коронавирусом показатели имеют значение?
Чем выше уровень смертности, тем больше сомнений возникает по поводу снятия карантинных ограничений. Данными о числе инфицированных и умерших манипулируют, чтобы оправдать или опровергнуть политику и карантинные ограничения.
Профессор Примула: «Тотальный карантин и изоляция не могут длиться вечно».
«Решением проблемы является умный карантин», — говорит он. Наподобие передовой системы отслеживания распространения вируса в реальном времени, позволяющей точно определять новые очаги и отправлять на карантин потенциально инфицированных людей. В Чехии эта система уже дает результаты.
Москва только начинает постепенно и осторожно возвращаться к работе, как и крупные европейские города. А Нью-Йорк, тем временем, все еще находится в изоляции и будет в ней находиться еще в течение недели.
Что это значит для инвесторов в российские ценные бумаги?
«Бэ-Эн-Пэ Париба» советует «не сдавать позиций»
Для начала следует отметить, что котировки российских ценных бумаг в портфеле инвестиционной компании VanEck Russia (RSX) ETF держатся неплохо, как и китайских MSCI China (MCHI). За последние три месяца они снизились чуть менее чем на 4% и превзошли эталонный индекс акций стран с развивающейся экономикой (MSCI Emerging Markets Index). По сравнению с предыдущим годом он снизился более чем на 18%, что соответствует уровню развивающихся рынков MSCI. И выше, чем в Бразилии (где свирепствует катастрофа с коронавирусом), и Индии (страны, вызывающей беспокойство у Всемирного банка), где миллионы людей вновь окажутся в крайней нищете из-за карантинных мер и закрытия предприятий, призванных остановить распространение эпидемии.
Потребительская активность снизилась с февраля на 27%, при этом максимальное снижение наблюдается в сфере туризма (-86%), сфере развлечений (-74%) и в ресторанном бизнесе (-63%).
По словам экономиста банка «Бэ-Эн-Пэ Париба» Луиша Пейшоту (Luiz Peixoto), инвесторам следует просто «не сдавать позиций» в отношении России. Это очень не требует особых затрат. Это имеет смысл. Но для инвесторов это непростая задача.
В условиях сохранения карантинного режима и с учетом низких цен на нефть и слабого внешнего спроса, в этом году Россия, скорее всего, будет находиться в глубокой рецессии, а в 2021 году начнется восстановление экономики, говорит Пейшоту, но с одной оговоркой — «в зависимости от восстановления мировой экономики и сдерживания распространения вируса».