Мир медленно сползает в эпоху, в которой не будет соглашений о контроле ядерных вооружений, поскольку в феврале будущего года истечет срок действия последнего договора об ограничения такого оружия СНВ-3.
Такая мрачная перспектива замаячила на горизонте уже довольно давно, но нам не хватает политической воли, чтобы предотвратить это. Белый дом Трампа весь его президентский срок только тем и занимается, что выходит из соглашений по контролю вооружений. Последним таким соглашением стал Договор по открытому небу, из которого Соединенные Штаты решили выйти в прошлом месяце. Администрация также не проявляет особого интереса к продлению СНВ-3. А Россия не может усадить США за стол переговоров, хотя у нее есть желание продолжить переговорный процесс.
Сегодня ведущие ядерные державы готовы снова погрузиться в стратегический хаос, который преобладал в начале 1960-х годов, пока Карибский кризис не заставил напуганных руководителей США и СССР сосредоточиться и запустить многолетний процесс формирования всеобъемлющей системы контроля над ядерным оружием.
«В начале 1960-х годов, когда разразился Карибский кризис, мы подошли к краю ядерной пропасти. Затем мы сделали шаг назад и стали договариваться, — говорит старший директор вашингтонского Центра по контролю вооружений и нераспространению (Center for Arms Control and Non-Proliferation) Александра Белл (Alexandra Bell). — Оглядываясь назад, понимаешь, что нам тогда повезло, так как в первый раз мы выбрались оттуда живыми. Контроль вооружений дал нам ограждение, спасающее от хаоса. И будет очень плохо, если мы впервые за полвека лишимся всякой практической возможности получать представление о вооруженных силах друг друга».
Ослабление контроля вооружений
Карибский кризис заставил не только ограничить арсенал новых вооружений, которых было огромное множество и по количеству, и по типам. Он помог уменьшить напряженность благодаря формированию мер доверия, созданию каналов регулярной связи и механизмов надежной проверки. Такая структура сохранилась и после холодной войны, как и огромные, угрожающие жизни на планете ядерные силы США и России.
Некоторые американские президенты вносили свой собственный вклад в копилку соглашений. 10 лет назад Барак Обама вместе со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым подписал договор СНВ-3, благодаря которому удалось осуществить самые глубокие сокращения стратегических ядерных арсеналов.
Однако та структура, которую создавали государственные руководители в годы холодной войны, начала постепенно разрушаться с тех пор, как Джордж Буш в одностороннем порядке вывел США из заключенного в 1972 году Договора об ограничении систем противоракетной обороны, который был краеугольным камнем всей системы, накладывая жесткие ограничения на оборонительные виды вооружений. Этот договор обеспечивал абсолютное взаимное сдерживание, так как в его основе лежала концепция взаимного гарантированного уничтожения, делавшая немыслимой саму идею ядерной войны.
С тех пор ситуация стала более шаткой, хотя эксперты по контролю вооружений с обеих сторон до недавнего времени утверждали, что при наличии желания у руководителей эту систему можно восстановить. Но администрация Трампа, которая и слышать не желает о каких-либо ограничениях американской мощи, похоронила всю эту идею целиком, разорвав множество международных договоров. Если говорить конкретно, то недавно она вышла из подписанного в 1987 году Договора о ликвидации ракет средней и меньше дальности, которым накладывался запрет на целый класс ядерных ракет, и который называли «договором, положившим конец холодной войне».
В мае Трамп объявил, что США выйдут из Договора по открытому небу от 2002 года, который подписали 34 государства. Он обеспечивает процесс контроля вооружений, разрешая странам по запросу совершать наблюдательные полеты над территорией друг друга. Большинство американских союзников заявили, что выход из этого договора приведет к дестабилизации. Далее, подписанный Обамой СНВ-3, позволявший проводить по 18 инспекций в год, в феврале утратит свою силу, а стороны пока не прилагают серьезных усилий по его продлению.
Разные намерения
Администрация Трампа заявляет, что из-за мнимых нарушений со стороны России старые соглашения не работают, а новые игроки типа Китая стали полноправными ядерными державами, обладающими стратегическими арсеналами, из-за чего их тоже нужно включить в новый режим контроля вооружений.
Американские эксперты согласны с заявлениями Белого дома о том, что Россия порой допускает нарушения соглашений. А многие российские эксперты признают, что Москва не желает демонстрировать открытость, и часто использует различные технические проблемы к собственной выгоде. Но есть убедительные свидетельства того, что русские никогда не хотели пустить процесс контроля под откос. Например, когда США выходили из ДРСМД, Кремль в спешном порядке предложил провести новые переговоры, а также разрешил американским инспекторам изучить ту ракету, которая якобы нарушает условия договора. Но администрация Трампа все равно вышла из договора.
Кремль всегда высоко ценил процесс контроля вооружений, потому что это единственная область, в которой Россия ведет переговоры с США на равных. Независимый российский аналитик Александр Гольц, ныне работающий в Уппсальском университете в Швеции, говорит, что Кремль использует контроль вооружений для того, чтобы выйти из международной изоляции.
«Одна из целей российской внешней политики заключается в возобновлении переговоров по этим соглашениям, чтобы не дать им умереть, — рассказывает он. — По крайней мере, российский подход дает возможность говорить. У Трампа подход гораздо более примитивный. Он со своими людьми не видит необходимости связывать США какими-либо обязательствами. Он абсолютно уверен в американском превосходстве в любой ситуации. Это ложное представление, но именно оно сегодня главенствует».
Главный переговорщик Трампа по контролю вооружений Маршалл Биллингсли (Marshall Billingslea) недавно открыто изложил эту точку зрения. Он сказал, что Соединенные Штаты не хотят новой гонки вооружений с Россией и Китаем, однако полностью готовы победить их, как США победили в холодной войне. «Мы знаем, как побеждать в этих гонках, и мы знаем, как отправлять противника в небытие», — заявил он.
Выбора нет, надо возвращаться за стол переговоров
Андрей Кортунов, возглавляющий учрежденный МИД Российский совет по международным делам, говорит, что в будущем несомненно понадобятся новые формы контроля вооружений. Самое опасное в текущем моменте то, что старый и проверенный временем механизм уничтожается, а на его месте не появляется никаких новых мер контроля. В условиях такого вакуума, отмечает Кортунов, усиливается опасность просчетов и недопонимания.
«За прошедшие полвека мы с нашими американскими партнерами создали общую стратегическую культуру. Мы говорили на одном языке, и все знали, что означают те или иные термины».
Если эта общая культура, а также все механизмы диалога, создания доверия и проверок будут утрачены, Россия вряд ли будет гнаться за США в попытке создать такое же количество ракет, как это делал СССР в прошлом, добавляет он.
«При отсутствии всякого контроля вооружений США будет практически невозможно узнать, что у нас есть, и что мы можем сделать. Россия, скорее всего, будет проводить политику „стратегической двусмысленности" в качестве меры сдерживания и устрашения, заставляя американцев строить догадки. Это очень опасное состояние дел, которого никто не хочет», — говорит Кортунов.
По словам Белл, США и Россия со временем сядут за стол переговоров. «Между нами говоря, России и США принадлежит более 90% всех имеющихся в мире ядерных вооружений, и только они могут создать угрозу выживанию таких масштабов, — подчеркивает она. — Поэтому вопрос о том, хороший ли партнер Россия, неверен по сути. Практически у нас нет выбора, кроме как начать с ними длительный новый диалог».
Кортунов с этим согласен. «Со временем нам придется изобрести новые формы контроля вооружений, чтобы обеспечить стратегическую стабильность. Наверное, они будут отличаться с учетом реалий 21 века, охватывая космос, киберпространство и искусственный интеллект. И это будет многосторонний контроль. Будем надеяться, что нам не придется столкнуться с каким-нибудь новым Карибским кризисом на пути к такому контролю».