Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новая карантинная эра: запутанный набор правил для путешествий (Financial Times, Великобритания)

© РИА Новости Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкУсиление санитарного контроля в аэропорту Внуково в связи с коронавирусом
Усиление санитарного контроля в аэропорту Внуково в связи с коронавирусом
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие правительства из-за пандемии коронавируса приняли решение об изоляции прибывающих, несмотря на почти полное отсутствие договоренностей о том, как это надо делать, отмечают авторы. Они рассказывают о ситуации с путешественниками во многих странах и считают, что она может сохраниться еще довольно долго.

Лондон, Сидней, Пекин — Когда Хоуп Эйлса (Hope Ailsa) зарегистрировалась в расположенном в Сиднее люксовом отеле InterContinental, чтобы провести в нем 14 дней карантина, связанного с коронавирусом, она быстро пришла к выводу, что ничего похожего на каникулы или отпуск там не будет.

«Нам не разрешали покидать номера, — говорит эта женщина, капитан супер-яхты, возвратившаяся с Филиппин в апреле, после того как Австралия одной из первых ввела весьма строгие карантинные правила в связи с пандемией коронавируса. — Окна не открывались, и не было никакого доступа свежего воздуха. Власти города поставили по два охранника на каждом этаже, а если вы открывали дверь, они начинали внимательно на вас смотреть и просили её закрыть».

«Я плакала», — добавляет она. Кроме того, она заядлая курильщица, поэтому у нее был сильный абстинентный синдром, пока сотрудники на административной стойке не начали заказывать пачки сигарет. Чтобы как-то выдержать пребывание там, она начала бегать по своему номеру, покрывая в день расстояние примерно в 1 километр, а также играла в боулинг, используя рулоны туалетной бумаги.

Ее опыт убедил ее в том, что две недели в заключении, даже если это пятизвездочный отель с видом на Сиднейский оперный театр, способны повлиять на психическое состояние человека. Вместе с тем, она считает, что помещение в карантин внешне здоровых людей является необходимым. По ее мнению, полная свобода путешествий невозможна при распространении инфекции.

Ее поддержка практики, появление которой относится, по крайней мере, к средним векам, разделятся многими. Более 140 стран и территорий ввели карантинные меры с января нынешнего года. По данным фирмы International SOS, занимающейся медицинскими вопросами и вопросами обеспечения безопасности, этот уровень является беспрецедентным, и с таким выводом согласны эксперты.

После непродолжительного периода обсуждений и консультаций и даже без согласия между учеными относительно сроков применения карантинных мер правительства по всему миру решили, что изоляция людей, прибывающих из других стран, является самым важным ответом на пандемию коронавируса, — и в некоторых случаях этот карантин может затянуться на более продолжительное время.

«Мы являемся свидетелями уникального момента в истории, — говорит Эуджениа Тоньотти (Eugenia Tognotti), профессор кафедры истории медицины Университета города Сассари (University of Sassari). — Никогда раньше такой большой процент населения земного шара не сталкивался с карантином».

У некоторых экспертов в области здравоохранения возникло чувство облегчения от того, с какой скоростью были введены ограничения на перемещение людей для ограничения распространения коронавируса.

«Я был этим приятно удивлен», — говорит доктор Родриго Родригес-Фернандес (Rodrigo Rodriguez-Fernandez), директор медицинских программ компании International SOS. По его словам, достаточно сложно проводить в национальном масштабе политику в области здравоохранения, поэтому быстрое введение карантина можно считать «действительно обнадеживающим явлением».

Однако этот новый мир с его ограничениями также порождает проблемы. Активисты правозащитных организаций считают, что некоторые правительства используют карантин как повод для незаконных арестов или для проведения акций военного характера. В других местах введенные правила оказались такими беспорядочными, что в результате возникла путаница с правилами осуществления поездок, что начало вызывать тревогу у транспортных и туристических компаний.

Власти, как правило, отправляют прибывающих в страну людей на 14-дневный карантин, а это именно тот срок, который, с точки зрения экспертов, обеспечивает безопасность, поскольку инкубационный период вируса составляет в среднем около пяти дней.

Однако введенные правила отнюдь не являются единообразными. Карантин в Мьянме для некоторых прибывающих в страну людей может доходить до 21 дня. Самоа требует 14-дневного карантина до приезда, и 14-дневного карантина после приезда в страну. Некоторые страны помещают прибывающих людей в гостиницы, другие позволяют людям поехать домой. Отдельные страны требуют прохождения теста на covid-19 перед приездом, а другие делают это уже после прибытия.

Проблема координации

Для транспортной и туристической отраслей, на которые, согласно оценкам, в мире, в целом, приходится одно из десяти рабочих мест, образовавшая путаница из принятых мер является тревожным напоминанием о том, что случилось после теракта в Соединенных Штатах 11 сентября 2001 года, когда страны стали вводить в аэропортах разные правила по обеспечению безопасности, многие из которых действовали до нынешнего года.

По мнению Глории Мэнсо (Gloria Guevara Manzo), главного исполнительного директора компании World Travel & Tourism Council, именно отсутствие координации после терактов 11 сентября 2001 года стало одной из причин того, что этой отрасли потребовалось пять лет для восстановления.

«Мы усвоили этот урок из прошлого», — сказала она в беседе с корреспондентом газеты «Файнэншл таймс», состоявшейся месяц назад. После финансового кризиса 2008 года этому сектору потребовалось всего 18 месяцев для того, чтобы встать на ноги, а причиной этого стало улучшение координации между странами, добавила она.

Однако спустя более четырех месяцев после того, как были введены первые карантинные меры против коронавируса в Китае, где и началась его вспышка, координация на международном уровне и даже в отдельных странах была медленной. Штат Техас начал еще в апреле ослаблять введенные на 14 дней карантинные меры для приезжих из других штатов, однако подобного рода ограничения еще остаются в силе в таких штатах, как Аляска.

Такого рода дисбаланс особенно заметен в Европе, где некоторые страны, включая Италию, Испанию и Грецию, планируют ослабить карантинные меры, поскольку приближается летний сезон, и это происходит как раз в тот момент, когда Соединенное Королевство, крупнейшая экономика этого региона, только начинает их вводить.

Британия упорно игнорировала существующие международные тенденции в период распространения коронавируса, — она не вводила карантинные правила, не проводила тестирование в аэропортах и не ужесточала контроль на границе, тогда как другие страны вводили все эти меры. А теперь Соединенное Королевство приняло решение, вызвавшее возмущение авиакомпаний и гостиниц. Начиная с 8 июня прибывающие в страну иностранцы будут вынуждены устроить для себя режим самоизоляции сроком на 14 дней, а в противном случае им грозит штраф в размере тысячи фунтов.

Будут сделаны исключения для водителей грузовых автомобилей, врачей и некоторых других категорий. «Это самое последнее, что нужно туристической отрасли», — подчеркивается в письме, направленном правительству руководителями 200 туристических и гостиничных компаний. По мнению авторов письма, подобного рода «неработоспособный» шаг создаст препятствия для иностранных туристов, с также может послужить поводом для введение ответных карантинных требований в отношении путешествующих британских граждан.

Премьер-министр страны Борис Джонсон заявил, что его правительство не стало ранее вводить карантин, поскольку «в соответствии с однозначным советом экспертов, это ничего бы не изменило» в отношении наступления пандемии коронавируса. В настоящее время, когда количество инфицированных снижается, эти меры вводятся потому, что мы не хотим столкнуться с повторной волной, идущей из сопредельных стран, отметил он.

Один специалист, присутствовавший в апреле на заседании научной консультативной группы по чрезвычайным ситуациям (Sage), в беседе с корреспондентом газеты ФТ сообщил, что введение карантина имело бы катастрофические последствия для экономики островного государства, поставки в которое осуществляются с помощью тысяч пересекающих границы грузовых автомобилей.

Не в первый раз Британия заняла особую позицию по таким вопросам.

Всемирная организация здравоохранения была создана в 1948 году, а в XIX столетии ей предшествовала целая серия «международных конференций по вопросам санитарии». На них обсуждался вопрос о необходимости введения карантинных процедур для прекращения распространения таких заболеваний как холера, не нарушая при этом чрезмерным образом международную торговлю.

На первой такой конференции, состоявшейся во Франции в 1851 году, «морские государства, в частности Британия, хотели минимизировать любые санитарные правила, которые могли бы повлиять на свободное осуществление торговли», — отмечается в докладе Чарльза Клифта (Charles Clift), главного советника Королевского института международных отношений (Chatham House), внимательно изучившего историю глобальных институтов в области здравоохранения.

Главный редактор одного немецкого медицинского журнала отметил позднее «удивительное совпадение между коммерческими интересами Англии и ее научными убеждениями», подчеркивается в этом докладе.

Экономическая цена

С тех пор продолжается борьба за сохранение как общественного, так и финансового здоровья. И не в последнюю очередь это относится к нынешней пандемии коронавируса.

Всемирная организация здравоохранения уже давно с осторожностью относится к ограничениям передвижения людей или перемещения товаров в случае возникновения чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения. По мнению ее экспертов, частично это связано с тем, что подобного рода ограничения часто оказываются неэффективными и могут иметь негативное воздействие на экономику.

На прошлой неделе официальному представителю этой организации был задан вопрос: а какова сейчас ситуация в этом отношении? Отвечая на этот вопрос, он сослался на письменные рекомендации ВОЗ, в которых говорится, что принимаемые в области поездок меры, существенным образом влияющие на международный поток в течение более 24 часов, «могут быть обоснованием для подобных действий в начале фазы сдерживания вспышки заболевания», поскольку в результате можно выиграть время, необходимое странам для того, чтобы соответствующим образом подготовиться этой ситуации.

«Однако подобного рода ограничения должны быть непродолжительными, и их нужно пересматривать по мере развития ситуации», — подчеркивается в рекомендациях ВОЗ.

Так почему же в таком случае многие страны это проигнорировали? Вот возможный ответ: из-за возникшей паники. Covid-19 распространяется со значительно более высокой скоростью, чем большинство стран этого ожидали. Вид переполненных больниц в таких развитых странах как Италия, вероятно, подтолкнул правительства к тому, чтобы ввести в действие такого рода меры.

Во многих странах люди поддержали эти шаги. Карантин стал частью набора ограничений, в результате которого, как принято считать, уровень смертности оказался низким в таких странах как Новая Зеландия и Австралия, где на момент написания этой статьи было зафиксировано менее 130 смертей от covid-19.

По данным Брендана Мэрфи (Brendan Murphy), главного врача страны, в определенный момент более двух третей заражений в Австралии приходилось на тех людей, которые вернулись домой после посещения других стран. Более 33 тысяч людей оказались на карантине с того момента, когда в марте границы государства стали закрываться, и при этом большая их часть были размещены в гостиницах, а оплату их проживания там взяло на себя государство.

Но не все проходило гладко. В Перте один человек был посажен в тюрьму за попытку тайком покинуть свой номер в отеле в условиях карантина. А 70-летний мужчина в том же городе был помещен в отделение интенсивной терапии, а обострение произошло у него во время нахождения в гостинице на карантине, и при этом просьбы его жены о помощи поначалу оставались без ответа.

В Новой Зеландии страдающие от беспокойства родственники обратились в суд с требованием об отмене правил карантина, согласно которым они были лишены возможности навещать своих умирающих членов семьи.

Однако успех государств в блокировании распространения коронавируса показывает, что такие меры, как карантин, работают, отмечает доктор Бхарат Панкханиа (Dr Bharat Pankhania), старший преподаватель Медицинского факультета университета Эксетера (University of Exeter).

«Это сработало, — сказал он в беседе с корреспондентом газеты ФТ. — Чего еще можно желать?» Если бы в Соединенном Королевстве было больше населения и приезжающих в страну людей, то это сделало бы процесс введения карантинных мер, вероятно, более сложным, но не невозможным, добавил он. «Поскольку это была сложная задача, то стали говорить: „сделать это невозможно". Но всё возможно, нужно только захотеть это сделать».

Эра туристических пузырей?

Некоторые страны уже начали ослаблять карантинные меры, однако для сильно пострадавших в финансовом отношении авиакомпаний проводимая политика с самого начала вызывала сомнения. «Мы обеспокоены введением подобных карантинных мер, поскольку они являются главной помехой для путешествий по воздуху», — говорит Александр де Юниак (Alexandre de Juniac), генеральный директор ассоциации International Air Transport Association.

Вместо карантина компании, работающие в области авиационных перевозок и туризма, предлагают ввести общие международные стандарты управления этим процессом, включая измерение температуры в аэропортах, использование защитных масок во время перелетов, соблюдение социального дистанцирования там, где это возможно в аэропортах, и интенсивную обработку оборудования.

Туристическая индустрия тоже поддерживает использование свободных от карантинных мер «воздушных мостов», «пузырей» или «туристических коридоров», которые могут использоваться в транспортном сообщении между странами с низким уровнем заражения коронавирусом. Австралия и Новая Зеландия договорились о введении «Транс-Тасманского транспортного пузыря» (Trans-Tasman travel bubble), а такие страны как Израиль, Греция и Кипр обсуждают вопрос о создании безопасной туристической зоны в восточном Средиземноморье.

Джон Холланд-Кэй (John Holland-Kaye), генеральный директор лондонского аэропорта «Хитроу», где средний дневной пассажиропоток снизился с почти 250 тысяч человек до примерно 6 тысяч, считает, что нужно учитывать и другие факторы. «В настоящее время нельзя с уверенностью сказать, что один человек болен, а другой нет, однако мы сегодня может утверждать, что в определенных странах риски являются низкими, поэтому нам следует принимать прибывающих оттуда пассажиров. И, соответственно, там тоже будут принимать наших пассажиров, если будут считать нас страной с низкими рисками, — отметил он в беседе с корреспондентом ФТ. — Именно такой подход представляется правильным, а не тотальный 14-дневный карантин для каждого прибывающего пассажира, поскольку люди будут отказываться летать, а экономика будет отброшена назад».

Хитроу работает с 10 другими крупными транспортными узлами по всему миру, в том числе с Гонконгом, Сиднеем и Сан-Франциско, для того, чтобы установить одинаковые меры в области охраны здоровья во всем мире, таким образом можно будет ускорить реализацию идеи о создании «воздушного моста» (air bridge). Однако подобное решение в конечном счете будут принимать правительства соответствующих стран.

Тем временем ни один человек, надеющийся на скорою отмену карантинных мер, не может игнорировать страну, в которой и произошла вспышка коронавируса: Китай. Прошло уже больше четырех месяцев с того момента, как Ухань, город, в котором был обнаружен этот вирус, был отгорожен от остальной части страны. Введенные позднее масштабные карантинные меры охватили всю провинцию Хубэй и ее 60-миллионное население. Через некоторое время были введены меры по защите Пекина от распространения коронавируса, и в результате общее количество заражений в китайской столице не превысило 500 человек.

В разных частях Соединенного Королевства вводятся разные карантинные меры

С 8 июня граждане Великобритании и посещающие ее люди будут обязаны провести 14 дней в одном месте в условиях самоизоляции, в противном случае им грозит штраф в размере тысячи фунтов стерлингов. Людей также попросят предоставить детальные данные о своих контактах, а в случае отказа штраф составит 100 фунтов стерлингов.

Гонконг: по прилету пассажиры без симптомов должны будут пройти тест на covid-19 и затем ожидать их результата. Люди с негативным результатом теста смогут покинуть аэропорт и отправиться домой на 14 дней обязательного карантина, во время которого они должны дважды в день измерять температуру и записывать данные о состоянии своего здоровья.

Австрия: Неграждане, прибывающие в страну наземным путем из соседних государств, должны представить справку о состоянии здоровья. Она должна быть выдана не позднее, чем за четыре дня до приезда и в ней должен быть подтвержден негативный результат проведенного теста на коронавирус. Возвращающиеся домой граждане должны пройти 14-дневый карантин в домашних условиях, а если проведенный в этот период тест окажется негативным, то карантин может быть снят.

Индонезия: Прибывающие люди должны предъявить справку о негативном результате теста на коронавирус, проведенном не позднее чем за семь дней до прибытия. Пассажиры, прибывающие без такого сертификата, должны будут пройти соответствующий тест и помещены на карантин за их собственный счет до тех пор, пока не будут получены результаты теста, а это может занять несколько дней.

Ирландия: Прибывающие из-за границы пассажиры, включая граждан Ирландии, должны оставаться дома и избегать контактов с другими людьми в течение 14 дней.

Хотя количество прибывающих в Китай пассажиров сильно сократилось, в отношении внутренних поездок применяются строгие, но непоследовательные карантинные правила. Когда город Ухань вновь открылся 8 апреля, люди, направлявшиеся в Пекин, обнаружили, что этот путь оказался сложнее, чем об этом говорилось в рекламных сообщениях. Прибывающих пассажиров встречали сотрудники в специальных защитных костюмах, они перевозили их на автобусах в нужные им дом или государственное учреждение.

Руководство некоторых районов страны разрешало прибывшим гражданами находиться дома во время карантина, а в некоторых случаях достаточно было подписать бумагу с обязательством не выходить на улицу. В других районах официальные лица опечатывали двери приехавших людей и устанавливали датчики у их дверей, которые передавали сигнал в том случае, если двери открывались.

Некоторые районы Пекина вообще отказались принимать возвращающихся из Уханя жителей, не позволяя вернуться в свои дома, и вынуждали их направиться в подготовленные государством места для 14-дневного карантина.

В последние несколько недель введенные в Пекине правила были несколько смягчены. Однако на севере Китая, где недавно был обнаружен новый очаг заражения, такие крупные города, как Харбин и Хэйлунцзя, н были закрыты, а карантинные меры усилены.

Даже в стране, которая первой столкнулась с covid-19 и ввела самые радикальные шаги для подавления этого вируса, жизнь еще не вернулась в привычное русло.

Пока еще неясны перспективы появления вакцины или эффективных методов лечения, поэтому существующая по всему миру ситуация может сохраняться еще в течение довольного длительного времени.