В настоящее время в безвизовых поездках японцев на «северные территории» возникают новые проблемы. Российская сторона может начать требовать у японских путешественников результаты теста на наличие коронавируса. В связи с ожидаемым возобновлением таких поездок японские правительственные органы заблаговременно начали проведение юридической экспертизы такого порядка и разработку такого режима его осуществления, который не нанес бы ущерба соответствующим юридическим позициям Японии и России.
Безвизовые поездки японцев на четыре северных острова, осуществляемые в соответствии с двусторонними японско-российскими программами, в том числе для посещения могил предков и т.д., обычно начинаются в мае. В апреле японский МИД обнародовал свою предварительную оценку сложившегося в текущем году положения. Число выявленных носителей коронавируса в России превысило 420 тысяч человек. Пока перспектив окончания здесь пандемии не видно. Сахалинское интернет-издание «Сахалин-инфо» сообщило о том, что власти подтвердили обнаружение в мае двух зараженных коронавирусом на Кунашире. Поскольку на Шикотане установлены лица, контактировавшие с носителями, на обоих островах объявлен карантин.
«В России к вопросам распространения вируса относятся очень внимательно, и вполне возможно, что в обменах с Японией россияне могут поставить вопрос о тестах на коронавирус для японских путешественников», — так 12 мая на заседании комитета палаты советников по внешней политике и обороне заявил лидер партии «Японское возрождение» Мунэо Судзузки. Он задал вопрос о мерах, которые собирается предпринять японское правительство в свете того, что российская сторона может потребовать наличие у въезжающих в Россию по «безвизу» японцев результатов теста на коронавирус. Представитель МИДа ответил: «Мы понимаем наличие такой проблемы и работаем над тем, чтобы обеспечить успешное действие безвизового порядка в отношении поездок на „северные территории"».
До сих пор безвизовые поездки японцев на острова осуществлялись по такой схеме, которая «не нанесла бы вреда юридическим позициям сторон по вопросу суверенитета северных территорий». Члены японских делегаций обеспечивались документами за подписью министра иностранных дел, которые назывались в Японии «сопроводительным письмом». В нем указывалось точное наименование объекта посещения. Этот документ вместе с паспортом при въезде на острова предъявлялся въезжающим представителям российских властей и являлся основанием для нахождения граждан Японии на территории России, заменяя собой визу.
По мнению японской стороны, если следовать порядку предъявления при этом еще и результатов теста на коронавирус, то это можно истолковать как признание российского «права управления» островами. По утверждениям информированных источников в японском МИДе, пока официального обсуждения с российской стороной нового порядка не проводилось. Но в Японии уже думают над тем, как сделать так, чтобы в случае его введения опять-таки не пострадали соответствующие юридические позиции сторон.
Представители министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии, которое ведает вопросами тестов на коронавирус, говорят, что «вполне допустимо, чтобы члены японских делегаций соглашались на проверку у них российскими властями температуры и общий осмотр с устным опросом по состоянию здоровья».
4 июня состоялась телефонная беседа между уполномоченными ответственными сотрудниками МИДов Японии и России, ведающими практическими вопросами японско-российских мирных переговоров. С японской стороны это был статс-секретарь МИДа Кэнрё Мори, с российской — заместитель министра иностранных дел Игорь Моргулов. Примечательно, что эта беседа первая с ноября прошлого года. 5 июня рабочая группа, состоящая из начальников департаментов обеих министерств и экспертов, проведет в режиме телеконференции совещание по вопросам совместной японско-российской хозяйственно-экономической деятельности в регионе.