После того как недавно Вашингтон объявил о своем решении выйти из Договора по открытому небу, американская администрация и политические аналитики начали обвинять Россию в систематических наращениях условий этого соглашения. Мы, российская сторона, не собираемся оправдываться. Наш подход подробно описан в соответствующих комментариях Министерства иностранных дел России и целого ряда российских чиновников. Вместо этого мы хотели бы еще раз привлечь внимание к значимости этого договора с точки зрения поддержания стабильности и безопасности в евроатлантическом регионе.
Аналитик фонда The Heritage Foundation Пэтти-Джейн Геллер (Patty-Jane Geller) недавно дала характеристику ситуации, сложившейся вокруг этого договора, а также позиции России в этом вопросе в своей статье, которая была опубликована сначала в издании The Daily Signal, а затем и в The National Interest. Ее критика курса России является необоснованной и требует пояснений.
Мы неоднократно демонстрировали, используя при этом конкретные цифры, что заявления, будто Россия не выполняет в полной мере условия этого договора, безосновательны. В то же время, несмотря на абсурдность большинства обвинений, мы всегда демонстрировали готовность к обсуждению вопросов, беспокоящих Вашингтон. Существует Консультативная комиссия по открытому небу — механизм, созданный в рамках Договора по открытому небу специально с этими целями.
Со своей стороны, у нас тоже есть ряд жалоб на то, что Соединенные Штаты порой не соблюдают некоторые положения договора. В частности, они связаны с обеспечением безопасности экипажей во время полетов над территорией Соединенных Штатов, введением ограничений на максимальную дальность наблюдательных полетов над Гавайскими и Алеутскими островами, а также на высоту полета для самолетов-наблюдателей. Разница в том, что мы готовы — и мы неоднократно это демонстрировали — находить взаимоприемлемые решения технических проблем за столом переговоров. Между тем Вашингтон, очевидно, считает более важным избавиться от соглашения, которое, как ему кажется, связывает Соединенные Штаты по рукам и ногам.
Я приведу лишь один конкретный пример, который, с одной стороны, продемонстрирует необоснованность обвинений Соединенных Штатов в адрес России, а с другой — поможет читателю лучше понять нашу точку зрения. Но я хотел бы отметить, что военные эксперты, то есть те люди, которые профессионально занимаются вопросами Договора по открытому небу, всегда могут найти поводы для выражения тревоги.
К примеру, Соединенные Штаты заявляют, что мы не разрешаем американским самолетам совершать полеты над Калининградом. Технически это верно только отчасти. На самом деле такие полеты не запрещены, хотя существуют определенные ограничения. Я хотел бы отметить, что у стран-участниц договора есть возможность проводить наблюдательные полеты примерно над 90% территории Калининградской области. Между тем Соединенные Штаты не разрешают российским самолетам летать над Аляской. В отличие от Соединенных Штатов российские самолеты могут охватить только 3% территории Аляски. И где же здесь правда? Где здесь баланс интересов?
Почти 20 лет своего существования Договор по открытому небу служил эффективным механизмом укрепления доверия и сотрудничества между государствами-участниками, включая их министерства обороны. До сих пор договор позволял вооруженным силам осуществлять полеты над соседними странами. Это позволяло им убедиться, что против них не планируется никакой агрессии и не ведется никакая опасная военная деятельность. Таким образом, этот договор помогает поддерживать прозрачность военной деятельности (прежде всего стран НАТО и России), способствует снижению напряженности и предотвращает неверное толкование намерений каждой из сторон.
Мы считаем, что договор все еще имеет большое значение. Важность этого канала профессионального обмена мнениями невозможно переоценить, особенно в то время, когда Россия и западные страны испытывают недостаток доверия и диалога в вопросах военной безопасности.
Исключительная ценность Договора по открытому небу также определяется тем фактом, что он является одним из последних юридически обязывающих соглашений между ядерными сверхдержавами, способствующих взаимопониманию и прозрачности в условиях глубокого кризиса в сфере контроля над вооружениями.
Несмотря на то, что важность этого договора очевидна почти для всех, решение Вашингтона не было неожиданным. Можно просто проследить тенденцию последних лет, когда международная правовая база контроля над вооружениями и ядерным нераспространением шаг за шагом разрушалась одной конкретной страной. Соединенные Штаты вышли из Договора о противоракетной обороне в 2002 году, из Совместного комплексного плана действий в 2018 году, а также из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в прошлой году. Теперь под вопросом оказалось будущее Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. Соединенные Штаты каждый раз используют одну и ту же схему: их односторонним действиям всегда предшествуют масштабные пропагандистские кампании и лавина необоснованных обвинений против других, прежде всего против России, в нарушениях того или иного соглашения. Мы можем наблюдать такую же схему действий и в случае с Договором по открытому небу.
Тем не менее, ситуация c Договором по открытому небу немного отличается от ситуаций с Договором по ПРО и Договором РСМД. Прежде всего, ни один из близких — и не очень близких — союзников Соединенных Штатов не выступал с резкими обвинениями касательно соблюдения Россией Договора по открытому небу, а это значит, что подавляющее большинство участников не рассматривают нынешнюю ситуацию как критическую и не видят необходимости в расторжении этого договора. Даже на встрече министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе в мае прошлого года поддержка этого решения Соединенных Штатов, направленного против международной безопасности, была далеко не единодушной.
Таким образом, через полгода мы вполне можем оказаться в ситуации, в которой государства НАТО (за исключением Соединенных Штатов), не входящие в альянс европейские страны и Россия будут соблюдать Договор по открытому небу. Это значит, что они будут давать разрешения на осуществление наблюдательных полетов над своими территориями. Но только не Соединенные Штаты! По словам некоторых источников, в таких обстоятельствах Вашингтон будет готов разрешить своим союзникам использовать свои наблюдательные самолеты для сбора информации над российской территорией. Нет никаких сомнений в том, что союзники окажут Америке ответную услугу и поделятся с ней сделанными фотографиями. Возникает закономерный вопрос: что должна делать Россия в такой ситуации? Один известный аналитик, чьи статьи часто публикуются в The National Interest, выступает с дружеским предупреждением: России следует выполнить требования американского президента Дональда Трампа, иначе будет хуже.
Нынешняя ситуация требует, чтобы все мы серьезно задумались о последствиях надвигающегося выхода Соединенных Штатов из Договора по открытому небу. Нам необходимо принять совместные скоординированные усилия, чтобы сохранить соглашение, которое важно для всех. Любой юридически обязывающий договор представляет собой отражение тонкого баланса интересов, прав и обязанностей его участников.
Какой бы ни была реальная причина отказа Соединенных Штатов от Договора по открытому небу, очевидно, что все стороны этого соглашения и международная безопасность в целом проиграют. Европейские союзники Вашингтона в полной мере осознают возросшие риски для стабильности на континенте, и практически все они критикуют намерения Белого дома.
Мы разделяем их озабоченность. Несмотря на то, что Россия, как и Соединенные Штаты, обладает передовыми национальными техническими средствами (с помощью которых в случае необходимости Москва сможет восполнить большую часть данных, прежде собираемых в рамках этого договора), мы ценим Договор по открытому небу в первую очередь за его уникальную роль в качестве инструмента укрепления доверия и развития диалога. В сегодняшней нестабильной глобальной ситуации международное сообщество не может позволить себе отказываться от таких соглашений, как Договор по открытому небу.
Анатолий Антонов — посол России в Соединенных Штатах