Столкнувшись с экономическими санкциями западных государств после присоединения Крыма в 2014 году, Россия была вынуждена сказать «бай-бай» экономике, которая набирала обороты с начала 2000-х годов и росла в среднем на 7-8% в год.
После значительного экономического спада в 2015 году в последующие годы наблюдались периоды роста в районе 1%. Лидеру, как бы авторитарен и харизматичен он ни был, для того чтобы снискать расположение народа, необходимо прежде всего обеспечить стабильность в экономике. Поэтому экономический спад начиная с 2014 года продолжает вызывать негативную реакцию у российского народа. Сегодня мы еще лучше понимаем, как были правы эксперты, которые в те годы утверждали, что любовь к Крыму будет дорого стоить Путину с экономической точки зрения. То, что в ходе распространения коронавируса Россия поднялась на третье место в мире по количеству случаев заболевания и оказалась в положении страны, получающей помощь из-за рубежа, а также ожидаемый по итогам года спад экономики почти на 10% — все это также сказывается на имидже Путина в глазах народа.
Все, кто следит за российской внутренней политикой, знают, что примерно через три недели, 1 июля, в России состоится очень важный референдум. Учитывая, что число зараженных коронавирусом россиян приблизилось к 500 тысячам, а число новых случаев за сутки составляет порядка 10 тысяч, кажется, довольно опасно пойти всей страной на голосование. Тем не менее администрация Путина настаивает на скорейшем проведении референдума, и, конечно, на это есть свои причины.
Согласно российской конституции, одно лицо не может занимать пост президента три срока подряд. Начиная с конца 1999 года Путин в результате некоторых поправок, которые не выносились на референдум, в общей сложности около пяти лет был премьер-министром и 15 лет находится на посту президента. В 2024 году у российского лидера истекает второй срок, и в соответствии с действующими законами он не может снова баллотироваться. Путин, принявший решение о референдуме для продления этого срока, не желает откладывать референдум на осень, поскольку знает, что события вокруг коронавируса вдобавок к неблагоприятной экономической ситуации также отразятся на всенародном голосовании.
Однако в первой половине 2020 года произошло серьезное падение газового импорта из России в Германию, которая является одним из крупнейших покупателей российского природного газа. Помимо этого, в турецком импорте российского газа было зафиксировано сокращение почти в семь раз. Такое положение вещей привело к тому, что «Газпром» впервые за долгое время объявил об убытках в размере более 20 миллиардов долларов, и российские рынки, которые и так находились в непростом положении, погрузились в полную неопределенность.
Изменение предпочтений Турции вызвано несколькими причинами. Борьба Турции и России, которая протекает через поддержку местных сил теперь и в Ливии после Сирии, идет не только на поле боя. Вместо того, чтобы каждый год отдавать России миллиарды долларов, Анкара в последнее время начала искать новые источники, новые альтернативы. Рост интереса к азербайджанскому газу, закупки сжиженного природного газа (СПГ), производство которого увеличилось в последнее время, а стоимость снизилась, нанесли серьезный удар по доходам России от энергетики. В последние четыре месяца Турция стала удовлетворять свои газовые потребности не столько за счет России, сколько за счет СПГ, импортируемого главным образом из Катара и Алжира по гораздо более приемлемой стоимости. Турция, впервые попробовав это и найдя более подходящий путь, судя по всему, не намерена снова импортировать природный газ из России за огромную цену. Зависимость от одного источника всегда рискованна, поэтому можно сказать, что этот шаг важен для Турции.
Приблизившееся к половине миллиона количество случаев заражения коронавирусом в России, политические и экономические проблемы с Европейским союзом и Украиной из-за Крыма, которые по-прежнему не удается решить, борьба с Турцией в Сирии и Ливии, невероятное падение энергетического экспорта — крупнейшей статьи доходов на протяжении многих лет… Если ко всему этому добавить приближающийся к 70 годам возраст Путина, при авторитарном правлении которого в стране не осталось оппозиционных СМИ и политиков, то мы не ошибемся, если скажем, что Россия переживает один из самых непростых периодов со времен распада Советского Союза. С этой точки зрения никого не удивит появление в России, возможно, уже в скором времени новых молодых и энергичных лидеров, которые, как Путин в 1999 году, будут пытаться вернуть Россию в былые времена, вырабатывая основательные решения внутренних и внешних проблем.
Сведения об авторе:
Юсуф Бекташ (Yusuf Bektaş) — бакалавр международных отношений Университета Мармара