Знаменитая фраза Уильяма Фолкнера «Прошлое никогда не умирает; оно даже не прошлое» снова в моде. И речь здесь не только об американских дебатах на тему сноса памятников конфедератам или о британских спорах из-за памятников империалистам. Вернулась война из-за Второй мировой войны.
В четверг американский журнал «Нешнл Интерест» опубликовал статью российского президента Владимира Путина о наследии войны в Европе, которая закончилась 75 лет назад.
Свою статью он начинает с личного. Война напрямую затронула жизнь его семьи, как и миллионов граждан бывшего Советского Союза.
«Для моих родителей война — это страшные муки блокадного Ленинграда, где умер мой двухлетний брат Витя, где чудом осталась в живых мама. Отец, имея бронь, ушел добровольцем защищать родной город — поступил так же, как и миллионы советских граждан. Воевал на плацдарме „Невский пятачок", был тяжело ранен».
Но в путинском прочтении истории войны есть хорошо обдуманное послание для сегодняшнего дня.
Во-первых, это выбор времени. Путин хотел провести грандиозное празднование Дня Победы 9 мая, когда Россия отмечает окончание Второй мировой войны в Европе, и пригласил мировых лидеров на дорогостоящий парад на Красной площади. День Победы должен был стать сигналом о том, что Россия вернула себе историческое звание освободительницы после нескольких лет жестких санкций, введенных за аннексию Крыма в 2014 году.
А до этого должно было состояться тщательно подготовленное и важное для Кремля внутриполитическое событие: общенациональное голосование по внесению поправок в конституцию, которые дадут Путину возможность остаться у власти до 2036 года.
Но пандемия коронавируса сорвала эти планы. Кремль перенес парад после того, как ветераны Второй мировой войны выразили обеспокоенность, заявив, что проведение такого мероприятия с участием большого количества людей в Москве и других городах чревато рисками для здоровья. Теперь парад должен состояться на следующей неделе.
Циники могут сказать, что ветераны Второй мировой войны, к которым в России относятся с огромным почтением, дали Кремлю удобное прикрытие. Но размышления Путина об истории указывают на то, что Россия проводит масштабную кампанию, чтобы восстановить свое моральное превосходство — и чтобы оправдать свои последние действия в сфере внешней политики.
Для начала, как Путин охарактеризовал Пакт Молотова-Риббентропа о ненападении, который был заключен в 1939 году между гитлеровской Германией и Советским Союзом под руководством Сталина? Секретное приложение к этому договору привело к разделу Польши, куда Советский Союз вторгся с востока уже через несколько недель после того, как нацистская Германия 1 сентября 1939 года напала на эту страну с запада, а также к оккупации прибалтийских государств в 1940 году.
Существование секретного протокола не оспаривается. Но Путин в своей статье представил этот договор как необходимую оборонительную меру, как нравственный эквивалент Мюнхенского соглашения от 1938 года между Британией, Германией, Францией и Италией, по которому Судетская область Чехословакии передавалась гитлеровской Германии. Сейчас это соглашение расценивается как классический пример умиротворения безжалостной экспансионистской державы.
Британский премьер-министр Невилл Чемберлен охарактеризовал Мюнхенское соглашение, которое Путин называет «мюнхенским предательством», как «мир для нашего времени». Однако это соглашение потерпело неудачу, и Путин утверждает, что у Сталина не осталось выбора, кроме как заключить собственный договор с Германией.
«В сложившейся ситуации Советский Союз подписал Договор о ненападении с Германией, фактически сделал это последним из стран Европы», — пишет он.
Но Путин не обеляет действия Сталина, чьи массовые аресты и чистки унесли жизни миллионов советских граждан. «Сталин и его окружение заслуживают многих справедливых обвинений. Мы помним и о преступлениях режима против собственного народа, и об ужасах массовых репрессий», — пишет Путин.
Вместе с тем, он говорит, что с точки зрения стратегии это был оправданный пакт. «Советских руководителей можно упрекать во многом, но не в отсутствии понимания характера внешних угроз. Они видели, что Советский Союз пытаются оставить один на один с Германией и ее союзниками, и действовали, осознавая эту реальную опасность, чтобы выиграть драгоценное время для укрепления обороны страны».
Такое прочтение истории наверняка вызовет возмущение в Польше и прибалтийских странах, которые сегодня являются членами Евросоюза и Организации Североатлантического договора. Для всех этих стран российская аннексия Крыма в 2014 году и поддержка сепаратистов — тревожный прецедент. Если Россия готова к интервенции в интересах русских в Крыму, и направляет туда свои войска, то она может сделать то же самое в Прибалтике.
Гитлер в 1941 году разорвал свой пакт со Сталиным, вторгся в Польшу и развязал войну, которая обошлась Советскому Союзу в 25 с лишним миллионов жизней военных и гражданских. Западная популярная культура порой не замечает эти жертвы, сосредотачивая вместо этого внимание на высадке в Нормандии в 1944 году.
Но Путин в своей статье возводит советскую войну в Европе на более высокий уровень, представляя ее в качестве крестового похода ради спасения мира. Поступая таким образом, он дает понять, что мрачные страницы военной истории выше критики. Соответственно, критиковать сегодня путинскую Россию тоже неуместно.