«Мы заткнем поганый рот» тем, кто пытается за границей переписать историю, заявил Владимир Путин еще 18 января. В ходе прошедшей в Санкт-Петербурге встречи с патриотическими организациями он пообещал сделать это с помощью «правдивой фундаментальной информации». Полгода спустя президент опубликовал большую статью с обвинением Запада в антироссийском «ревизионизме» по Второй мировой войне, который «цинично искажает понимание принципов мирного развития».
В этой статье (редкость для российского лидера), которая была опубликована не в национальном СМИ, а в американском консервативном издании «National Interest», Владимир Путин говорит в частности об интеграции Прибалтики в СССР после войны. Он упоминает исторические документы и утверждает, что эта аннексия была произведена «на договорной основе, при согласии избранных властей. Это соответствовало нормам международного и государственного права того времени». Такие слова могут лишь вызвать еще большую напряженность в отношениях с тремя прибалтийскими республиками. В совместном заявлении от 7 мая президенты Литвы, Латвии и Эстонии обвинили Москву в «фальсификации истории» и потребовали «правды и справедливости» об ответственности СССР за начало войны.
Секретные протоколы
В защиту Москвы Владимир Путин упоминает довоенные договоренности с нацистской Германией. Он подозревает европейцев в подписании «секретных протоколов» с Гитлером параллельно Мюнхенскому договору 30 сентября 1938 года (Франция и Великобритания пожертвовали независимой Чехословакией в надежде избежать войны). Он говорит об архивным материалах, которые Париж и Лондон якобы отказываются рассекретить, чтобы установить истину. Путин даже утверждает, что «в сложившейся ситуации Советский Союз подписал Договор о ненападении с Германией, фактически сделал это последним из стран Европы». По его словам, Москва изначально не собиралась вторгаться на территорию соседей.
С течением лет и на фоне политической напряженности с Варшавой, Владимир Путин изменил прочтение истории. В вышедшей в 2009 году статье в польском издании «Газета Выборча» он осуждает советский пакт о ненападении с нацистами: «Без всяких сомнений, можно с полным основанием осудить пакт Молотова-Риббентропа, заключенный в августе 1939 года. Но ведь годом раньше Франция и Англия подписали в Мюнхене известный договор с Гитлером, разрушив все надежды на создание единого фронта борьбы с фашизмом. Сегодня мы понимаем, что любая форма сговора с нацистским режимом была неприемлема с моральной точки зрения и не имела никаких перспектив с точки зрения практической реализации». В статье в «National Interest» нет и намека на это.
В условиях ухудшения отношений с Варшавой история превратилась в политический объект. Сейчас Россия обвиняет Польшу в том, что та способствовала началу конфликта, к возмущению Варшавы и ее западных союзников. На 75-летие взятия Варшавы Красной армией 17 января Минобороны России выложило в сеть рассекреченные архивные материалы о том, что польские партизаны убивали евреев и украинцев. Чуть ранее, 24 декабря 2019 года, Владимир Путин сам развязал войну за историю в выступлении перед высокопоставленным армейским руководством. Он заявил, что ознакомился с архивами, которые были собраны Красной армией в Европе после 1945 года и указывают на сговор ряда европейских стран, в том числе Польши, с Гитлером. По его словам, Варшава подписала соглашение и запятнала себя антисемитизмом.
Все новые обвинения
Обвинения со стороны Москвы (они вызывают критику западных историков) звучат все чаще после того, как Европейский парламент принял в сентябре 2019 года резолюцию о вторжении в Польшу и ее разделе, подчеркнув, что война стала «прямым следствием советско-нацистского пакта о ненападении». С тех пор Владимир Путин утверждает, что Запад стремится исказить роль СССР и приуменьшить его значение в победе, которая стоила жизни 27 миллионам советских граждан. Эта тема играет ключевую роль в риторике Кремля о силе и престиже.
Изначально запланированный 9 мая в Москве парад в честь 75-летия капитуляции в Германии был перенесен из-за коронавируса на 24 июня, годовщину первого проведенного Сталиным парада в 1945 году. Хотя власти практически не способствуют коллективной исторической работе, «Великая Отечественная война» и победа над нацистской Германией стали ключевыми инструментами Кремля в построении национальной идентичности и укреплении патриотизма.