Ленин — символ будущего? Именно так считает небольшая ультралевая немецкая партия, которая открыла в субботу памятник советскому лидеру в Гельзенкирхене (Северный Рейн-Вестфалия). Как минимум, неоднозначная инициатива.
«После финансового кризиса и коронавируса молодежь (…) поняла, что капиталистическая система, в которой мы живем, просто не имеет будущего», — говорит коммунистическая активистка Лена (23 года). Она была одной из 800 человек (по данным организаторов — полиция не озвучивала других цифр), которые собрались на церемонию открытия металлической статуи, где развевались на ветру красные знамена, а на грилях жарили колбаски.
По иронии судьбы, через 30 с лишним лет после падения Берлинской стены, которое положило конец коммунизму на немецкой земле в лице ГДР, революционер и государственный деятель Владимир Ильич Ульянов был впервые удостоен памятника в этом городе на западе страны.
Спорная инициатива
Статуя высотой в 2,15 метра была отлита в Чехии в 1957 году. Изначально планировалось торжественно установить ее в марте перед национальной штаб-квартирой Марксистско-ленинской партии Германии, но эпидемия коронавируса вынудила отложить мероприятие.
Ленин «был опередившим время мыслителем мирового значения, первым борцом за свободу и демократию», — уверяет движение. В нынешний период повсеместной критики капитализма и поиска иных решений «мы осуждаем отсутствие дискуссии о социализме как альтернативе развития», — считает лидер партии Габи Фехтнер.
Габи Фехтнер в свою очередь утверждает, что ее партия «очень умеренная» и черпает вдохновение в великих исторических фигурах. Помимо Ленина, она восхваляет философов и отцов коммунизма Маркса и Энгельса, основателя КНР Мао Цзэдуна и диктатора Иосифа Сталина.
В Германии не снесли ни одной статуи
Инициатива этой крошечной партии резко выделяется на фоне того, как в мире рушатся статуи деятелей колониальной эпохи после гибели Джорджа Флойда. Набравшее обороты после его убийства полицейским в мае движение Black Lives Matter получило определенный отклик в Германии: в Берлине прошло несколько демонстраций.
Неизвестные также облили красной краской статую Бисмарка в Гамбурге. Дело в том, что «железный канцлер» и творец объединения Германии в 1871 году принял в 1884 году в Берлине конференцию о разделе Африки между европейскими державами.
Как бы то ни было, в стране не снесли ни одной статуи в отличие от Великобритании, США и Бельгии. Инициативы по переименованию улиц Адольфа Людерлица (этот негоциант сыграл большую роль в колонизации Намибии) и Карла Петерса (активный колонизатор Восточной Африки) провалились из-за противодействия жителей.
В стране, которой десятилетиями приходится иметь дело с нацистским прошлым, «мы не добились особого прогресса по колониализму, с чем уже давно сталкиваются Франция, США и Великобритания», — считает Урте Эверт, директор музея Цитадели Шпандау на западе Берлина, где находятся старые статуи, которым, по ее мнению, уже нечего делать в общественных местах.