Россия только что отметила 75-ю годовщину победы Красной Армии над нацистской Германией масштабным военным парадом, который прошел на Красной площади. Как и в прежние советские времена, в ходе этого военного парада Россия продемонстрировала свою новейшую технику, военные самолеты совершили демонстрационный полет над Красной площадью, и со своим обращением к россиянам выступил президент Владимир Путин, который выглядел как истинный главнокомандующий страны и современный царь.
Эта демонстрация спонсируемого государством патриотизма послужила прелюдией к целой неделе голосования в рамках общенационального референдума по вопросу о внесении поправок в конституцию, принятую в 1993 году. Если эти поправки будут приняты, — чтобы привлечь избирателей власти пообещали устроить лотерею с дорогими призами, — Путин получит возможность занимать пост президента вплоть до 2036 года. Кстати, если вы еще не знаете, Россия довольно серьезно пострадала в результате пандемии коронавируса. Именно по этой причине парад на Красной площади (где не было никаких масок и никакого социального дистанцирования) стал не только абсолютно политическим, но еще и безрассудным мероприятием.
Ну вот опять, подумаете вы, эти покорные русские и их опьяненный властью президент пытаются щегольнуть в своей неблагополучной стране, где жизнь человека ничего не стоит. Но позвольте мне предложить вам другое прочтение этой ситуации.
Военный парад, который прошел на Красной площади 24 июня, оказался вовсе не таким, каким его воображал президент Путин. Это было представление, специально подготовленное таким образом, чтобы его было интересно смотреть по телевидению. На этом параде лично присутствовали лишь несколько лидеров из бывших советских республик. Изначально планировалось провести этот парад и другие торжественные мероприятия в день настоящей годовщины победы, то есть 9 мая. Планировалось, что на трибунах соберутся лидеры западных государств, что позволило бы открыть новую дипломатическую эпоху спустя шесть лет после аннексии Крымского полуострова Россией. Но covid-19 поставил крест на этих планах.
В результате парад, который пришлось отложить из-за эпидемии коронавируса в России, превратился по большей части во внутрироссийский праздник в честь годовщины, которую нельзя было пропустить — прежде всего по внутриполитическим причинам. Этот год, вероятнее всего, стал последним годом, когда на торжествах в честь юбилейной годовщины окончания Второй мировой войны могли присутствовать ее ветераны. Испытания, с которыми Советский Союз столкнулся в той войне, и победа 1945 года остаются мощной объединяющей силой в современной России — одной из немногих подобных сил, которые остались у России после унизительного (с точки зрения русских) распада СССР.
С учетом этого я отметила три важных момента в обращении Путина, с которым он выступил на Красной площади: скорее суровый, чем триумфалистский тон этого обращения; дань уважения «всем государствам антигитлеровской коалиции»; и маленькая оливковая веточка, которую Путин все же протянул: «[Мы] понимаем, как важно укрепление дружбы, доверия между народами, и открыты для диалога и сотрудничества по самым актуальным вопросам международной повестки. Среди них создание общей надежной системы безопасности, в которой нуждается сложный, стремительно меняющийся современный мир. Только вместе мы сможем защитить его от новых опасных угроз».
Теперь вернемся к референдуму по поправкам к конституции, проведение которого пришлось перенести с апреля на июнь. Да, парад действительно можно рассматривать как своеобразный трюк, призванный повысить явку. Да, одна из поправок действительно позволит Путину обнулить его президентские сроки. Однако здесь важно внести два существенных уточнения.
Во-первых, хотя все внимание — особенно за рубежом — приковано к теме о том, что Путин стремится получить возможность оставаться на президентском посту до конца жизни, это далеко не все, что сейчас стоит на кону. Другие поправки гарантируют пенсии и различные льготы, а также меняют баланс между законодательной и исполнительной ветвями власти таким образом, что — теоретически — часть полномочий президента переходят к законодательным органам власти.
Благодаря появлению нового поколения избирателей, свободных от багажа советского прошлого, это может превратить Россию будущего в страну, в большей степени похожую на парламентскую демократию. Таким образом, может ли быть так, что предложенные поправки направлены не столько на обеспечение вечного правления Путина, сколько на обеспечение стабильности в постпутинскую эпоху, в то время как его личный рейтинг популярности практически гарантирует принятие этих поправок?
Второе уточнение сводится к тому, что новейшая история предлагает нам иное обоснование для внесения таких изменений в конституцию, которые позволят Путину оставаться в Кремле, когда ему будет уже за 80. И в 2007-2008 годах, когда Путин решил не нарушать требование конституции о двух последовательных президентских сроках, и в 2011 году, когда он обдумывал возможность возвращения на должность президента, велось множество споров о преемнике и открытая борьба за это место — такие тренды угрожали дестабилизацией ситуации. Оставляя за собой право снова баллотироваться в президенты, Путин, в сущности, пресекает — или как минимум откладывает на время — подобные рассуждения и разговоры, которые снова начались сразу после того, как он победил на президентских выборах в 2018 году.
Хотелось бы отметить, что лично я сомневаюсь в том, что Путин снова будет баллотироваться в президенты в 2024 году. Если и был какой-то общий лейтмотив, проходивший через два десятилетия его правления, то это была тема превращения России в стабильную и безопасную страну. Именно поэтому в 2008 году — несмотря на все уговоры — он исключил возможность третьего последовательного президентского срока и решил поменяться ролями со своим премьер-министром. Не стоит забывать о том, что у Путина высшее юридическое образование.
Теперь о коронавирусе. Впечатление, которое создали репортажи об эпидемиологической ситуации в России, сводится к тому, что Россия справилась с этой бедой хуже, чем многие другие страны. Такое впечатление основано на сообщениях из менее развитых частей России, на жалобах медиков и показателях общего числа заболевших (к настоящему моменту в России зафиксировано более 600 тысяч случаев заражения). Но если рассматривать показатели России в сравнении с показателями других стран, все выглядит не так уж и плохо.
Число выявленных случаев заражения является показателем того, что в России проводится довольно много тестов. Число смертельных случаев в России к настоящему моменту составляет около 8,6 тысячи, то есть от коронавируса там умерли 57 человек на миллион населения. Это гораздо более низкий показатель, чем в Соединенных Штатах (366 человек на миллион населения) и Соединенном Королевстве (632 человека на миллион населения). Такой низкий показатель смертности вызвал массу вопросов касательно точности подсчетов, однако критерии учета в России очень похожи на критерии, принятые в Германии. Другими объяснениями этого могут стать более низкая продолжительность жизни в России (то есть с вирусом контактируют меньше пожилых людей), относительно низкая плотность населения и относительно высокие стандарты общественного здравоохранения. За некоторыми исключениями России хватило больничных мощностей — и это с учетом того, что российская система здравоохранения все еще находится на стадии проведения постсоветских реформ.
Если говорить о ситуации с коронавирусом в России, меня удивили не столько фактические цифры, сколько то, как сильно подход России — от Кремля и ниже — совпал с подходами многих европейских стран. Путин постарался отойти на второй план, чего он никогда не делал прежде в условиях кризисов. Мэры и губернаторы областей получили возможность принимать самостоятельные решения на основании ситуации на местах. В стране были введены карантинные ограничения, и люди по большей части выполняли требования. В крупных городах, включая Москву, были возведены временные госпитали. Власти мобилизовали целую армию волонтеров. Россия старалась соответствовать международным стандартам передачи информации.
Циники, возможно, скажут, что Путин старался держаться в тени, чтобы иметь возможность снять с себя ответственность в том случае, если что-то пойдет не так. Но есть и другое объяснение: постсоветская Россия постепенно превращается в страну, в которой центр делегирует все больше полномочий властям на местах, имеющим собственный мандат для принятия решений. В такой огромной стране, как Россия, это было бы вполне разумно.
Результаты референдума по поправкам к конституции, когда о них объявят на следующей неделе, будут оцениваться по тому, что они могут рассказать об авторитете Путина. Его личный рейтинг — все еще очень высокий по международным меркам — достиг самой низкой точки за все годы его правления, а возможность электронного голосования повлечет за собой заявления о фальсификации результатов референдума. Мы увидим множество заголовков о том, как Путин пытается извлекать выгоду из национального кризиса, и о том, что нынешний лидер Кремля останется там навеки.
Но эту неделю в жизни постсоветской России можно рассматривать иначе. Можно попытаться оценить ту степень, до которой Россия пытается вести себя как практически любая другая страна — от подхода ее властей и реакции ее граждан, от поправок к конституции, призванных позволить нынешнему президенту остаться у власти до конца жизни, до военного парада, который может стать последним в своем роде. Может ли случиться так, что Путин оставит Россию — как он, возможно, надеется — гораздо более «нормальной» страной, чем та страна, которую он получил, придя в Кремль 20 лет назад?