Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Suomen Kuvalehti (Финляндия): самый северный в мире монастырь в Печенге как идеологическое поле боя

© РИА Новости Павел Львов / Перейти в фотобанкСвято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь в Мурманской области
Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь в Мурманской области
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Финляндии вышла в свет книга о самом северном православном монастыре в Печенге, который был основан в 1533 году. После революции 1917 года он оказался в Финляндии, а после советско-финской войны отошел к СССР. В статье рассказывается и о том, почему Печенга была важна и для Финляндии, и для СССР.

Со времени присоединения к Финляндии Петсамо (сейчас — Печенга) в этом году пройдет сто лет. Этот регион был частью молодой республики меньше 25 лет, пережил три войны и позже отошел к Советскому Союзу. Вместе с Петсамо Финляндия утратила крупнейший в Европе никелевый рудник и океанский порт Лиинахамари.

Можно себе представить, как выход к Северному Ледовитому океану и добыча ценных минералов могли бы повлиять на развитие Финляндии и в первую очередь Лапландии в долгосрочной перспективе. За границей остался и самый северный в мире монастырь, а также его духовное и материальное наследие.

В своей книге Элина Кахла (Elina Kahla, бывший руководитель Института Финляндии в Санкт-Петербурге) исследует эту тему с позиции православия и политики. Кахла специализируется на культурном наследии православной церкви и сохранении памяти о репрессиях советского времени.

В Финляндии, которая совсем недавно получила независимость, Петсамо считали форпостом восточного направления. Для России его значение тоже было велико. До революции монастырь был центром силы этого региона, он представлял Россию далеко от ее столицы и защищал православную веру. Сталин, в свою очередь, осознал стратегическое значение региона в военное время: со своими богатыми природными ресурсами и работающими весь год портами Петсамо был незаменим.

Печенгский монастырь был основан в 1533 году Митрофаном, который, как гласят легенды, был раскаявшимся в своих поступках главарем воровской шайки, совершавшей набеги вплоть до Оулу. Став Трифоном Печенгским, он начал проповедовать в этих краях православие.

Разрушения, вызванные Русско-шведской войной 1590-1593 годов, остановили деятельность монастыря на несколько столетий. В 1880-е годы в монастыре начался новый период расцвета. Он завершился, когда в России произошла революция и началась антирелигиозная большевистская пропаганда.

Последним настоятелем Печенгского монастыря был Паавали Варламинпойка Рябов, или священник Пайси (Paavali Varlaminpoika Rjabov, 1881-1940).

В его годы Петсамо был единственным мужским монастырем Финляндии, который существовал на свои средства и даже получал прибыль от продажи ягод и картофеля. Кроме этого, он обучал в своих мастерских сапожников, кожевенников, плотников, механиков и портных.

В начале Зимней войны советские войска, вошедшие в Петсамо, арестовали Пайси. Его обвинили в антисоветской пропаганде и агитации. Это было абсурдом, ведь Пайси был гражданином Финляндии и занимался религиозной деятельностью только на его территории.

После показательного судебного процесса Пайси расстреляли в Ленинграде как шпиона и врага народа.

Элина Кахла: «Мученик Петсамо и самый северный монастырь в мире» (Elina Kahla: Petsamon marttyyri ja maailman pohjoisin luostari. 2020)