«Нам нужен новый президент, нам нужна смена власти, а Путин пытается переписать конституцию под себя. Он пробудет президентом еще 16 лет и будет и дальше контролировать все демократические институты в стране». Так считает Наталья Грязневич. Ей 31 год, она — оппозиционер и депутат муниципального округа Санкт-Петербурга.
Грязневич — член оппозиционного движения «Открытая Россия», которое выступает против конституционных поправок. В среду, 1 июля, последний день голосования. Если они будут приняты — а все, кажется, к тому и идет — президент России Владимир Путин сможет баллотироваться на выборах до 2036 года.
Сам Путин утверждает, что конституционные поправки необходимы, чтобы обеспечить стабильность в стране. Но критики называют голосование переворотом и винят Путина в том, что он цепляется за власть, которую удерживает уже более 20 лет. Наталья Грязневич тоже настроена решительно. «Я бы сказала, что это конец демократии», — считает она.
Бог и брак
Референдум в крупнейшей стране мира продлился неделю. Россияне голосуют за весь пакет целиком, только «да» или «нет». В новой конституции будет закреплена «вера в Бога», а брак будет сформулирован как союз мужчины и женщины.
Но внимание международной прессы привлекает другая поправка.
Это так называемая «перезагрузка» президентских сроков Путина — чтобы он смог снова выдвинуть свою кандидатуру в 2024 году, когда истекает его нынешний, последний срок.
Российские власти и самого Путина критикуют за то, что они умалчивали об «обнулении» до голосования. Недавний пример был во вторник, когда Путин обратился к народу, призвав голосовать за «стабильность, безопасность и процветание». По «обнуление» он даже не обмолвился.
«Они пытаются скрыть главный смысл изменений — продлить путинское президентство, — говорит Наталья Грязевич и продолжает — это обман избирателей, ведь они приходят и голосуют за пенсии, за семейные ценности и так далее. А получают лишь расширение полномочий президента».
Поколение Путина
Путин находится у власти более 20 лет — он был президентом и премьер-министром страны попеременно. Самые юные избиратели другой жизни, без Путина, даже не застали. «Я не хочу, чтобы он сидел там пожизненно», — говорит Екатерина Михайлова. Ей 20 лет и она член Либертарианской партии — это маленькая партия без мест в парламенте. Она собирается голосовать против поправок.
У Ии Барсегян, которой тоже 20 лет, мнение противоположное. Она не видит в поправках и «обнулении» Путина ничего плохого. «Большинство конституционных изменений важны и пойдут стране на пользу», — считает она. Среди них Ия Барсегян особенно отметила гарантию минимальной заработной платы.
Небывало низкий рейтинг
Российская экономика сильно пострадала от пандемии коронавируса и падения цен на нефть. Выросла безработица, и Международный валютный фонд (МВФ) предрекает, что российский ВВП упадет в этом году на 6,6 процента.
В то же время последний опрос независимого «Левады-центра» показал, что поддержка Путина упала даже ниже уровня 1999 года, когда он впервые стал премьер-министром.
По данным майского опроса, Путина сейчас поддерживают 59% россиян. По сравнению с другими странами, это солидная цифра, и есть все основания ожидать, что референдум закончится в его пользу.
Московская городская дума и Конституционный суд поправки к конституции уже приняли. Поэтому референдум по сути не нужен, но Путин настоял на голосовании, чтобы придать изменениям легитимность. Критики Путина вроде Натальи Грязневич опасаются подтасовок. «Это всего лишь показуха, а не настоящие выборы как в других демократических странах», — говорит она.
«Мы проиграли битву, но не войну»
Наталья Грязневич убеждена, что махинаций при подсчете голосов не избежать, но она все еще надеется, что многие придут и проголосуют против поправок, чтобы послать важный сигнал — ведь демонстрации запрещены из-за эпидемии коронавируса. «Это тоже способ протеста. Никаких законных способов протестовать против этой конституционной реформы у нас нет, ведь все демонстрации и митинги под запретом из-за эпидемии», — говорит она.
Оппозиционный политик Алексей Навальный призвал своих сторонников референдум бойкотировать. «Голосование по поправкам в конституцию незаконно, бессмысленно и опасно для здоровья людей», — заявил он перед референдумом.
Но Наталья Грязневич все равно собирается на избирательный участок — сказать свое «нет». «Мы должны показать российскому народу, что эти конституционные поправки касаются не пенсий и социальных гарантий, а Путина и его вечного президентства», — говорит она.
Наталья Грязневич считает, что даже мошенничеству и подтасовкам тоже есть свой предел, и если достаточно людей проголосуют против, это тоже будет своего рода сопротивление.
Она рассчитывает, что рейтинг Путина скатится еще ниже — как раз к предстоящим региональным и парламентским выборам, а также президентским выборам 2024 года.
«Мы проиграли эту битву, но войну мы не проиграем», — заключает она.