2 июля были приняты поправки в Конституцию России, в которой прописали запрет на отчуждение территорий. Переговоры по мирному договору, включая забуксовавшую проблему «северных территорий», оказались в еще более сложной ситуации. Администрация президента России Владимира Путина переговоры продолжить готова, однако в России уже распространился бескомпромиссный подход — «территориальной проблемы с Японией больше не существует».
На фоне роста патриотических настроений, вызванных поправками, Россия четко обозначила свою позицию — убрать территориальную проблему из повестки переговоров по мирному договору и положить ее под сукно.
«Вместе со всей страной мы сделали исторический выбор. Приняли решение, от которого зависит будущее России, Сахалинской области, каждого из нас». Валерий Лимаренко, губернатор Сахалинской области, под фактическим управлением которой находятся Южные Курилы, 2 июля опубликовал заявление в связи с принятием поправок в Конституцию. Он подчеркнул, что народ проголосовал за неприкосновенность государственных границ.
Первый заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Совфеда России Франц Клинцевич отметил, кто бы ни оказался у власти в ближайшее десять или даже сто лет, уже не сможет вернуться к данной теме, так как «люди не разрешат».
«Влияние временное»
В исправленной Конституции говорится: «Действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются». При этом также в ней прописано, что делимитация, демаркация, редемаркация государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами является исключением. В связи с этим в правительстве Японии не скрывают оптимизма — «влияние от поправок будет временным». В ходе пресс-конференции 2 июля генеральный секретарь Кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга ограничился заявлением: «Мы четко передали российской стороне, что интересуемся ситуацией вокруг поправок».
СССР, который напал на Японию в конце Второй мировой войны, проигнорировав Пакт о нейтралитете между СССР и Японией, захватил «северные территории» после того, как Япония подписала Потсдамскую декларацию. Тем не менее в последние годы Россия подчеркивала, что острова отошли ей по результатам войны, и критиковала Японию, требующую вернуть территории, за исторический ревизионизм.
Администрация Путина четко демонстрирует позицию укрепления государственного контроля на основе патриотизма: 24 июня, несмотря на пандемию коронавируса нового типа, был проведен Парад 75-летия Победы. Очевидно, что она продолжит требовать от Японии признать результаты войны.
В ноябре 2018 года главы России и Японии договорились ускорить переговоры на основе Советско-японской декларации 1956 года, в которой сказано о передаче Японии островов Шикотан и Хабомаи после подписания мирного соглашения.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ переключился с требований о возврате четырех островов на возврат двух. В новой Конституции России прописано, что Россия является правопреемником СССР. Я полагаю, что российская сторона и в дальнейшем будет признавать действенность Советско-японской декларации.
Тем не менее 2 июля заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов заявил агентству ТАСС, что переговоры с Японией ведутся не по поводу островов, а по поводу заключения мирного договора. Он отметил, что и после поправок диалог продолжится, но с учетом нерушимости границ, как это прописано в новой Конституции. Тем самым он подчеркнул, что территориальные переговоры не подразумевают следование Советско-японской декларации.
Опасения по поводу программы безвизового обмена
Япония придерживалась курса урегулировать территориальную проблему и заключить мирное соглашение. Она стремилась развивать переговоры именно по такому сценарию. Между тем Россия настаивает, что сначала необходим мирный договор. Нет сомнений, что она усилит давление по территориальной проблеме в связи с поправками в Конституцию, попытавшись отправить ее под сукно.
Российская сторона также все активнее требует применять свои законы и в отношении программы безвизового посещения Южных Курил, которая реализовывалась в соответствии с японо-российским соглашением об уважении юридических позиций обеих сторон.
«Возможно, Россия аннулирует достижения дипломатических переговоров, а также программы безвизового обмена, — опасается глава отделения в Немуро Ассоциации бывших жителей Курил Рёити Мияути (RyoichiMiyauchi). — Япония молча наблюдала за этим, и ее позиция ослабла. Правительство должно твердо заявить, что четыре острова — исконно японские».
Осознать реальность и построить долгосрочную стратегию
Статья новой Конституции о запрете на отчуждение территорий была предложена жителями Сахалинской области, которая контролирует «северные территории», и консерваторами. Ее включили при полной поддержке президента России Владимира Путина.
Глава России прислушался к выступающим против продолжения территориальных переговоров, и это — весьма тяжелый удар. Решающим стало придание большего значения не отношениям с Японией, а внутренней политике. Администрация Абэ исходила из надежд на позитивное отношение Путина к урегулированию территориальной проблемы, и теперь ей необходимо полностью менять дипломатию в отношении России.
Российский лидер неоднократно повторял, что способ урегулирования территориальной проблемы должен устроить народы обеих стран. Подавляющее большинство россиян против передачи островов Японии.
Если Путин действительно хочет передать Японии Хабомаи и Шикотан на основе Советско-японской декларации, для этого ему необходимо заручиться пониманием россиян.
Тем не менее поправки в Конституцию России — это движение в прямо противоположном направлении. Губернатор Сахалинской области Лимаренко открыто заявил, что благодаря поправкам с территориальными претензиями Японии можно попрощаться навсегда. Он всегда призывал поддержать проект поправок. Невозможно, чтобы региональные начальники высказывали несогласие с намерениями Путина. Очевидно, что заявления губернатора отражали позицию центральной власти.
Нынешние поправки проявили мучения Путина, который не может не полагаться на патриотизм народа и который оставил себе выбор баллотироваться и после 2024 года, чтобы поддержать стабильность России.
В ближайшем будущем не стоит рассчитывать на то, что глава России отсечет патриотические настроения, которые он сам укрепил поправками, и пойдет на компромисс с Японией по территориальной проблеме. Правительству Японии нельзя недооценивать влияние поправок в Конституцию. Необходимо осознать реальность и сформировать долгосрочную стратегию.
Переговоры по «северным территориям» и поправки в Конституцию РФ
Март 2012 года — накануне президентских выборов премьер-министр Путин предлагает решить территориальную проблему по принципу «хикивакэ»;
Апрель 2013 года — премьер Абэ совершает визит в Россию. Он подписывает совместное заявление, в котором выражается стремление найти устраивающий обе стороны способ решения с целью заключения мирного соглашения;
Март 2014 года — Россия аннексирует украинский Крым. Запад и Япония вводят антироссийские санкции;
Декабрь 2016 года — Путин посещает Японию спустя 11 лет. Стороны договариваются начать обсуждение совместной хоздеятельности на Южных Курилах;
Сентябрь 2018 года — Путин предлагает в течение года подписать мирное соглашение без предварительных условий;
Ноябрь 2018 года — главы России и Японии договариваются ускорить переговоры на основе Советско-японской декларации, в которой сказано о передаче Японии Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора;
Июнь 2019 года — Путин приезжает в Японию и проводит встречу в верхах, территориальная проблема не развивается;
Июль 2020 года — приняты поправки в Конституцию России приняты:
— Президентский срок ограничен не «двумя сроками подряд», а «всего двумя сроками». При этом предыдущие сроки аннулируются, в результате чего Администрация Путина может сохраниться и после 2024 года.
— Действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям запрещены. Исключение — делимитация, демаркация, редемаркация государственной границы с сопредельными государствами.
— Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
— Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается. В результате переговоры по мирному договору продолжатся, но решить территориальную проблему станет еще сложнее.