С победой Дональда Трампа на выборах в 2016 году США окончательно вступили в фазу, когда президентом может стать если не «кто угодно», то уж точно человек, не входящий в ожидаемый политический круг. Кто-то скажет, что путь Трампу проторил Рональд Рейган, который до политической карьеры играл в кино. Однако Трамп все-таки представляет собой больший «курьез». Прошли четыре года, и через четыре месяца пройдут очередные американские выборы (третьего ноября 2020 года). «Шоу» должно продолжаться, и оно продолжится, поскольку свою кандидатуру в президенты США намерен выставить известный американский рэпер Канье Уэст.
Это может показаться очередным американским политико-развлекательным курьезом, однако на самом деле это очень важная новость, которая может повлечь за собой совершенно конкретные последствия. Для тех, кто не следит за американской музыкальной жизнью, скажу, что Канье Уэст очень известен. Он является одним из самых популярных рэперов, второй по успешности в этом бизнесе, а кроме того, Канье известен как продюсер (как и Пи Дидди, Dr. Dre и другие). Например, также очень известен рэпер Jay-Z, однако за многими его хитами стоит именно Канье Уэст и его продюсирование. Канье Уэст также входит в американский класс миллиардеров (его личное состояние оценивается в 1,3 миллиардов долларов), и несколько раз он попадал в топ-100 самых влиятельных людей в мире по версии журнала TIME. Популярности ему также добавляет брак с американской светской львицей Ким Кардашьян.
Наверное, о Ким Кардашьян в мире слышали даже больше, чем о ее супруге Уэсте, и хотя она занимается в основном только своей внешностью, ее огромная популярность (и ее семьи), несомненно, выгодны Уэсту. «Я думаю, мы живем сегодня в каком-то ужасном мире. Интересно, что она напишет в своей автобиографии: „Я снялась в порно и — угадайте что случилось потом — я проснулась знаменитой"? Извините, но это не для меня», — так популярность Ким Кардашьян описал в 2018 году американский рокер Джон Бон Джови (конечно, мнения насчет его комментария резко разделились).
Машина американской поп-культуры действительно дошла до того, что производит (и навязывает миру) людей, которые популярны просто по факту своего существования, своим лицом (и телом) на фотографиях в Инстаграме. Возможно, это и есть кульминация декаданса корпоративного формата, но цифры за этими проектами стоят огромные. Состояние самой Ким Кардашян составляет около 900 миллионов долларов. Ее единоутробная сестра Кендалл Дженнер является самой высокооплачиваемой моделью в мире, но есть и другие известные члены семьи, в том числе бывший американский спортсмен Брюс Дженнер, который теперь сменил пол и именует себя Кейтлин Дженнер.
Все вместе, семейство Кардашьян и Уэст, являются исключительно влиятельным, богатым и известным кланом, как будто созданным, чтобы стать следующей американской правящей династией. Конечно, в теории, а на практике этого не будет. Во-первых, большой вопрос, удастся ли Канье Уэсту вообще официально выставить свою независимую кандидатуру на президентских выборах. Известно, что в США, где эффективно и монопольно правят Республиканская и Демократическая партии, непросто соблюсти все юридические формальности и преодолеть все препятствия, чтобы включиться в президентскую гонку. Поэтому так редко на выборах в США можно увидеть независимых кандидатов и малые партии. Во-вторых, Уэст включился бы в гонку очень поздно. Предвыборные кампании в США известны тем, что продолжаются годами, и сможет ли Уэст менее чем за четыре месяца позиционировать себя как кандидат? Может, ему это и удастся, учитывая его большую популярность. Так и Трампу удалось попасть в Белый дом: собственное имя послужило ему трамплином, а умелой тактикой, которая нередко включала неоднозначные и наглые заявления, он обеспечил себе постоянное внимание СМИ.
Предположим, Канье Уэст действительно станет независимым кандидатом в президенты (хотя сейчас это очень сомнительно). Тогда почему в начале статьи я написал о том, что это вопрос очень серьезный с далеко идущими последствиями? Начну с очевидного. Канье Уэст — чернокожий и при этом очень популярный чернокожий. Ясно, чьи голоса он может привлечь. У кого он их заберет? Конечно, не у Трампа. Подавляющее большинство черных избирателей в США собираются отдать в ноябре свой голос за кандидата от Демократической партии Джо Байдена. Да, он далек от идеального кандидата для афроамериканцев и во многом даже противоречит его образу (особенно если вспомнить его законы 80-х и 90-х годов, которые прямо привели к росту числа чернокожих заключенных). Но Байден — демократ, а чернокожие традиционно голосуют за Демократическую партию (хотя она вспоминает о них только накануне выборов). Кроме того, Байден был вице-президентом в администрации первого чернокожего президента США Барака Обамы (с 2008 по 2016 год).
По последним опросам, рейтинг Байдена приблизительно на десять процентов выше, чем у Трампа. И Трампу очень трудно будет сократить этот разрыв. Хотя, конечно, опросы сами по себе могут ничего не значить, ведь все помнят сокрушительное фиаско, когда в 2016 году все опросы прогнозировали победу Хиллари Клинтон. Но если бы Канье Уэст выдвинул свою кандидатуру, Трамп очень обрадовался бы, поскольку это неминуемо лишило бы Джо Байдена части голосов.
Звучит как идеальная ситуация для Трампа. Он понимает, что опросы, вероятно, нельзя считать достоверными (быть может, на то есть и конкретная причина, ведь американские СМИ настолько демонизировали Трампа, что многие респонденты просто не хотят «во всеуслышание» заявлять о намерении голосовать за него). Точно так же Трамп понимает, что против него работают несколько факторов: массовые протесты по всей стране, тот факт, что США больше всех пострадали от пандемии коронавируса, да и многие, в том числе его бывшие избиратели, по прошествии четырех лет уже «пресытились» им. Если бы Канье Уэст ослабил Байдена, скажем, на пару процентов, то шансы Трампа на получение нового мандата быстро выросли бы.
Но не все будет складываться так уж идеально для Трампа, если Канье официально станет независимым кандидатом. Хотя среди чернокожих таких найдется немного, но Канье как раз из этого меньшинства: он сторонник Трампа! Канье Уэст открыто поддерживал Дональда Трампа на выборах 2016 года и не скрывал своей симпатии к Трампу и позднее. Поэтому СМИ вскоре начнут разоблачения в духе «Уэст — тайное оружие Трампа». Как это может повлиять на конечный результат? Вопрос, так как в это уравнение нужно еще добавить и то, что американцы испытывают немалую неприязнь к СМИ и склонны, подчиняясь «духу противоречия», делать прямо противоположное тому, что им навязывают (этот факт, несомненно, помог Трампу победить в 2016 году).
Конечно, Канье Уэст не «чернокожий из народа». Он член клуба миллиардеров, и именно там его интересы. С другой стороны, «из народа» не был и Барак Обама, хотя он старался преподнести себя иначе (он не миллиардер, но мультимиллонер, и был им до избрания в 2008 году). Уэст, может, и в меньшинстве, поддерживающем Трампа, но он не одинок (влияние консервативной Кэндис Оуэнс тоже растет). Никто не утверждает, что Канье Уэст может стать президентом. Ясно, что нет. Но людям понравится мысль о том, что в каком-нибудь параллельном мире Ким Кардашьян могла бы стать первой леди США. Для многих американцев президентские выборы вообще являются разновидностью «шоу», в котором они напрямую участвуют, отдавая свои голоса. Отдать голос за Уэста «весело», по-диссидентски. Количество считающих так людей невелико, но, возможно, их вполне достаточно для того, чтобы обеспечить Трампу, сознательно или неосознанно, второй мандат.
Это был бы не первый случай, когда кому-то со стороны удавалось изменить ожидаемый результат. В 2000 году на президентских выборах Партия зеленых выдвинула Ральфа Нейдера, видного активиста, публициста и преподавателя. Его помнили еще по 60-м, когда его книга «Опасен на любой скорости» изменила американский автопром, потому что после нее ремень безопасности стал обязателен. В 2000 году за Нейдера проголосовали 2,74%, и этого оказалось вполне достаточно, чтобы победу на выборах одержал республиканец Джордж Буш — младший, а не демократ Эл Гор!
Через 20 лет продолжаются споры о том, пошел ли Ральф Нейдер на выборы осознанно, зная, что это приведет к поражению демократов. Так или иначе Нейдер изменил американскую историю. Если бы не Буш, то, возможно, не было бы войн в Афганистане и Ираке! Теперь Канье Уэст точно так же мог бы изменить американское будущее.
Демократы, конечно, помнят то горькое поражение, и сейчас они вынуждены активизироваться, чтобы история не повторилась через 20 лет. Им нужно во что бы то ни стало добиться того, чтобы Уэст не стал кандидатом в президенты официально, и хотя он сделал заявление только вчера, продемократические СМИ уже «взялись за дело». Грядет масштабная кампания по дискредитации Уэста. Насколько успешной она будет, посмотрим, но в случае Трампа четыре года назад успехом она не увенчалась.