На общенациональной повестке России на 2020 год в приоритете стоит всероссийский референдум по поправкам к Конституции. Неделя голосования по внесению изменений в Конституцию России завершилась 1 июля в 20:00. На следующий день Центральная избирательная комиссия РФ объявила, что подсчет избирательных бюллетеней завершен, и в соответствии с результатами, 77,92% избирателей проголосовали за поправки, а 21,27% выступили против. Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что конституционные поправки вступят в силу только в том случае, если они получат поддержку более половины населения.
Если говорить об общественном мнении, организации и контроле за проведением, то этот масштабный референдум сравним с президентскими выборами. Различные лозунги и плакаты с российским триколором расклеивались по всем городам, а многочисленные медиаплатформы выкладывали пропагандистскую рекламу, призывая людей принять активное участие в голосовании и напоминая им о его важности.
Согласно информации, опубликованной Центральной избирательной комиссией РФ, явка избирателей на референдум о поправках к Конституции составила около 65%. Председатель ЦИК РФ Элла Памфилова считает, что при нынешней эпидемической ситуации в России такая явка достаточно хорошая. На предыдущих президентских выборах в России показатель явки избирателей не превышал 70%. С начала XXI века показатели явки избирателей на президентские выборы составляли около 69%, 65%, 67% соответственно. В 2018 году Путин победил на выборах с перевесом около 77% голосов, а в нынешнем голосовании около 77,92% избирателей высказались за внесение поправок в Конституцию. Исходя из подобного соотношения данных, колебания основного общественного мнения в России довольно ограничены.
Народное благосостояние, положение элиты, власть — внесение поправок в Конституцию окажет влияние на все
Это не первый случай с момента создания Конституции Российской Федерации, когда ее положения изменяются или дополняются. Причина, по которой этот референдум привлек такое широкое внимание и стал обсуждаемой темой разговора, заключается не только в том, что при положительном результате он позволит Путину снова участвовать в президентских выборах в 2024 году, но и в том, что, объективно говоря, содержание этих поправок к Конституции действительно удовлетворит требования и будет направлено на решение проблем простых людей, которые волнуют их на протяжении многих лет.
На сайте Государственной Думы Российской Федерации приведена подробная сравнительная таблица по содержанию каждого положения, которое планируется изменить. Было предложено внести поправки в шесть из девяти глав Конституции, а именно: Федеративное устройство, Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, Судебная власть и прокуратура, а также Местное самоуправление — всего поправки затрагивают 46 статей.
Часть, которая непосредственно относится к улучшению народного благосостояния, — это укрепление социального обеспечения, что отражается во включении положений о минимальной заработной плате, пенсиях и выплатах по социальному обеспечению. Это — нововведения в содержании Конституции. Минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума Российской Федерации; будет введена индексация пенсионных выплат, которая должна будет корректироваться не реже одного раза в год; что касается сферы социального обеспечения, кроме гарантированной индексации соответствующего социального страхования и специальных выплат, также будут индексироваться некоторые другие социальные субсидии.
Само собой разумеется, что для простых людей содержание именно этих поправок заставило с энтузиазмом голосовать за, однако также существует мнение, что содержание этих положений могло быть спокойно реализовано в виде отдельного федерального закона, а причина, по которой они были вписаны в Конституцию заключается в том, чтобы повысить явку избирателей.
В отличие от влияния вышеупомянутых поправок на жизнь россиян, воздействие некоторых других ключевых поправок на так называемую российскую элиту заставляет задуматься. В соответствии с новыми конституционными поправками, кандидаты в президенты, члены Совета Федерации, депутаты, высокопоставленные правительственные чиновники, судьи, прокуроры, губернаторы и другие «лица, занимающие наиболее значимые государственные позиции для обеспечения национальной безопасности и суверенитета» не имеют права иметь двойное гражданство или вид на жительство в другой стране, им также не разрешается открывать или иметь счета и вклады в иностранных банках за пределами России. Кроме того, они должны постоянно проживать в РФ не менее 25 лет. Эти правила отвечают требованиям россиян, которые давно критикуют местных чиновников за то, что те лишь набивают свой карман, и отражают надежду простых людей на то, что государственный аппарат и бюрократическая система станут более честными.
Фактически еще в апреле 2014 года Путин заявил, что политики и чиновники не должны иметь двойного гражданства. В нынешних поправках к Конституции это предложение как раз реализовано. С вступлением в силу этих изменений можно предвидеть, что в будущем российский чиновничий аппарат подвергнется определенным изменениям и корректировкам. Когда в марте российская Госдума рассматривала пакет поправок, некоторые члены партии «Единая Россия» уже предложили провести выборы в Государственную Думу (нижняя палата парламента) сразу после вступления поправок в силу. Поэтому существует вероятность, что нынешний состав Госдумы преждевременно завершит работу, и выборы в Госдуму будут проведены досрочно.
В этих поправках также будут усилены функции и расширены полномочия Федерального Собрания, судов и прокуратуры. Ранее это изменение в основном интерпретировалось как ослабление полномочий президента и премьер-министра, но некоторые аналитики отмечают: учитывая то, что Совет Федерации (верхняя палата парламента) может назначать судей и прокуроров только на основе рекомендации президента, эта поправка, по сути, позволяет президенту влиять на судебную систему страны. Каким образом эти изменения повлияют на Россию, еще предстоит проверить на практике, но российская система власти после Путина определенно подвергнется трансформации.
Что касается иностранных наблюдателей, то они уделяют наибольшее внимание таким нововведениям российской Конституции, как то, что «российское внутреннее право стоит выше международного законодательства», и такому пункту, как «защита исторической правды». Этот шаг России фактически является ответом на иностранные санкции и враждебность в нынешних неблагоприятных международных условиях. Россия не будет идти на компромиссы в вопросах искажения Европой истории Второй мировой войны и принадлежности Крыма. На этот раз Россия специально пригласила группу европейских наблюдателей посетить Крым и другие места для наблюдения за ходом референдума по конституционным изменениям, и эти действия вызвали резкий протест со стороны Украины. Можно увидеть, что российская позиция непоколебима.
После 2024 года Путина, возможно, уже не будет, но каркас, который он построил, останется
Путин предложил внести поправки в Конституцию в своем послании президента, с которым он выступал в начале этого года. В течение многих лет Путин не поддерживал внесение изменений в Конституцию. Поэтому вначале россияне полагали, что наиболее значительным изменением, вызванным этими конституционными поправками, стала корректировка российской системы государственной власти ко времени, когда Путин покинет пост президента.
Однако затем из-за предложения российского депутата и первой женщины-космонавта Валентины Терешковой «обнулить» число проведенных президентских сроков этот референдум по поправкам к Конституции, похоже, стал способом для россиян выразить свою точку зрения по поводу того, одобряют ли они участие Путина в президентских выборах 2024 года. А остальные поправки — это своего рода «бесплатное дополнение».
Согласно опросу, проведенному российским «Левада-центром», около 3/4 россиян поддержали поправки сразу после того, как такое предложение было выдвинуто, но их поддержка в основном была основана на тех озвученных Путиным изменениях, которые касаются проблем улучшения материального положения населения. Однако с выдвижением предложения об «обнулении» президентских сроков, обострении эпидемии в стране и других проблем отношение россиян к внесению поправок в Конституцию стало меняться.
С одной стороны, одобряя прошлые действия Путина у власти, некоторые люди в то же время испытывают смешанные чувства по поводу предложения об «обнулении» президентских сроков. Эти сомнения даже снизили рейтинг одобрения Путина на этот период. С другой стороны, из-за системы карантина на время эпидемии оппозиция не смогла эффективно донести до людей информацию, по какой причине стоит быть против внесения поправок в Конституцию. В то же время политическая поддержка и социальные субсидии, предоставляемые российским правительством во время эпидемии, привели к некоторой поддержке поправок среди населения.
Вопрос о том, кто будет президентом после 2024 года, привлекает пристальное внимание как внутри, так и за пределами России. Трудно сказать, что некоторые из высказываний председателя Госдумы России Владислава Володина и главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, а также других высокопоставленных лиц представляют единое настроение российского общества, напротив, они лишь отражают мнение отдельных россиян. В 2014 году, когда Володин еще был первым заместителем руководителя Администрации президента, его высказывание «Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России» стало популярным как раз в то время, когда Крым был присоединен к России. Недавно, во время проведения референдума о внесении поправок в Конституцию Кадыров разместил на своем канале в социальной сети видео, в котором он говорит, что Путин должен стать пожизненным президентом.
Конечно, если вы внимательно прочитаете новые конституционные поправки, переизбрание — это не единственный вариант для Путина. В соответствии с содержанием новых поправок, бывший президент автоматически становится пожизненным сенатором Совета Федерации, верхней палаты парламента России, а положение, что «бывший президент обладает неприкосновенностью», повышено до конституционного уровня.
Логика и актуальность вышесказанного заключается в том, что хотя широко распространенная фраза «Дайте мне 20 лет, и вы не отличите Россию» не совсем из уст Путина, нельзя отрицать, что за 20 лет его власти по сравнению с 10 годами правления Ельцина Россия уже не та, что была раньше. Могущество страны зависит не только от нефти и долларов, но и от сильного лидера. Российская элита и народ должны сделать выбор между старыми проблемами и болезнями страны и упорством в возвращении статуса великой державы.
В своем недавнем интервью Володин заявил: «После Путина будет Путин». Это означает, что независимо от того, станет ли Путин президентом в будущем, если Россия хочет быть сильной, она должна следовать принципам, заложенным Путиным. После введения этих конституционных поправок результатом будет не только возможность избрания Путина президентом после 2024 года. Конечная цель поправок к Конституции — обеспечение того, чтобы такая страна, как Россия, спокойно пережила 2024 год и осталась сильной.
Лянь Сяоминь (廉晓敏) — младший научный сотрудник Института международных исследований Шанхайской академии общественных наук