Нападение на Польшу 1 сентября 1939 года положило начало Второй мировой войне и невиданному доселе смертоносному военному походу. Гитлер требовал от своих войск действовать «максимально жестоко».
Польша стала первым полем для жесточайшего эксперимента расовой политики национал-социалистов. Ни в какой другой стране их преступления не имели такого широкого размаха. Польша потеряла 6 миллионов граждан — 20% всего населения, в том числе 3 миллиона евреев, погибших в лагерях смерти на территории страны: Освенциме, Треблинке и других.
В Берлине сейчас есть несколько памятников, напоминающих о преступлениях Третьего рейха, в частности Мемориал жертвам Холокоста. При этом посетителям не напоминают о жестокости немецких солдат именно в Польше — выставки посвящены временам национал-социализма в целом.
Депутаты настаивают на памятнике полякам
В общественном сознании уничтожительная политика Германии ассоциируется в первую очередь с нападением на Советский Союз летом 1941 года. При этом о варварских преступлениях в Польше зачастую забывают.
По требованию более 260 депутатов бундестага в Берлине должен появиться памятник, посвященный преступлениям нацистской Германии именно в соседней Польше. Однако реализация этой инициативы застопорилась после того, как некоторые усомнились в целесообразности такого шага.
Бывший депутат от СДПГ и председатель германо-польской парламентской группы Маркус Меккель (Markus Meckel) считает «проблематичной» идею о «раздельном поминовении жертв по национальному признаку». Ведь если установить памятник, посвященный польским жертвам, то следовало бы тогда воздвигнуть и памятники, посвященные погибшим украинцам, белорусам и русским, подчеркнул он.
Многие немцы не осознают этого
Однако инициативу поддержало федеральное правительство, и теперь, возможно, удастся достигнуть компромисса: в непосредственной близости от памятника полякам будет находиться центр документации, посвященный оккупационной политике в Европе.
«В Германии традиционно маргинализируют Польшу и относятся к ней высокомерно. Памятник может встряхнуть немцев и обратить их внимание на то, что в Польше были совершены преступления против цивилизации, преследовавшие цель уничтожить нацию с тысячелетней историей. Многие немцы не осознают этого».
В состав мемориала войдет и Центр документации. Памятник, напоминающий об немецкой войне на уничтожение на востоке и посвященный также другим народам, был бы недостаточно действенным, уверен историк. Кроме того, просто немыслимо открывать мемориал в память о поляках и русских одновременно, ведь СССР в 1939 году первым совершил преступления в Польше. «Эмпатию невозможно выражать коллективно. Это ни к чему не приведет, не достигнет адресатов», — уверен Бинген.
Больше 50% хотят «подвести черту»
Многие немцы относятся к воспоминаниям о временах нацизма двояко. Согласно недавнему опросу, посвященному 80-летию окончания войны, большинство считают важным разобраться с темой преступлений нацистов и в наши дни. Однако в то же время более половины опрошенных хотели бы, наконец, «подвести черту» под этой темой. «Альтернатива для Германии» как главная оппозиционная партия пользуется этим и требует «поворота политики поминовения на 180 градусов».
Живущий в Варшаве историк Яцек Лепиарц (Jacek Lepiarz) подчеркнул в свою очередь, что многие поляки хотят, чтобы Берлин помянул их народ, причем не просто установив памятник, посвященный всем странам Восточной Европы. «Поминовение всех сразу лишь вызовет новые конфликты», — уверен он.