- Конституционный суд начал рассматривать принятый год назад закон о языке
- С 2019-го украинский стал обязательным к использованию в публичном пространстве, кроме сферы личного общения
- На различных международных площадках Кремль постоянно требует вернуть русский в учебный процесс на Украине, а также сделать его вторым региональным в оккупированном им же «ЛНР» и «ДНР»
- Вероятно, что окончательное решение КС вынесет 9 июля, оно не подлежит обжалованию
В чем суть языковой проблемы на Украине
Казалось бы, точку в многолетней дискуссии должен был поставить закон о языке, который приняли год назад. С 16 июля 2019-го украинский стал обязательным к использованию в публичном пространстве, кроме сферы частного общения. Однако дискуссии разного уровня не утихали целый год. О необходимости «пересмотреть языковой закон с учетом позиций всех граждан» в конце мая заговорил спикер Верховной рады Дмитрий Разумков. В то же время он так и не уточнил, о чем именно может идти речь, хотя сам во время предвыборной кампании говорил по-русски и не хотел переходить на государственный язык, пока оккупирован Крым и Донбасс.
А через несколько недель в КС поступило представление от 51 народного депутата, преимущественно из «Оппозиционной платформы — За жизнь», которые требовали проверить на конституционность принятый закон о языке. На их взгляд, он нарушает конституционные права граждан: на использование и защиту родного языка, на развитие языковой самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины. Еще одна претензия — закон принят с якобы нарушением конституционной процедуры.
В профильном комитете по вопросам гуманитарной и информационной политики заверили, что не стоит пересматривать языковой закон, не дождавшись решения Конституционного суда. Мол, он должен высказаться по этому поводу и уже на основании решения можно делать соответствующие шаги.
Кому на Украине нужен русский язык
Прежде всего, России и людям, которые симпатизируют ее политике. На различных международных площадках Кремль постоянно требует от Украины вернуть русский язык в учебный процесс, а также сделать его вторым региональным языком в оккупированных им же «ЛНР» и «ДНР». Для него это вопрос минимум, максимум — это статус русского языка на Украине как второго государственного. Время от времени некоторые украинские политики напоминают об этом, подавая соответствующие законопроекты.
А на днях председатель комитета по образованию и науке Госдумы РФ Вячеслав Никонов заявил, что Украина исчезнет или разделится на несколько частей, если не отменит языковой закон. «Украина исторически по факту двуязычная. Не отменит закон — будут и дальше раскалывать страну. Украин может оказаться много. Или никакой», — отметил он.
Кроме Кремля возвращение русского языка лоббирует кинематографический бизнес, в том числе бывшие бизнес-партнеры президента Владимира Зеленского, хотя бы потому что «Квартал 95» выпускает русскоязычный продукт. Время от времени он и его ближайшие советники намекают на притеснение нацменьшинств. Мол, не стоит заставлять их говорить на украинском.
В то же время Зеленский соглашается, что у русскоязычных на Украине нет проблем, а вот жителям Донбасса можно было бы дать возможность говорить и заполнять документы на русском.
«С одной стороны у Зеленского верят, что таким образом, можно успокоить агрессора, а с другой — современное руководство Украины — это люди, которые воспитывались в среде русскоязычной культуры. В основном они русскоязычные, соответственно, украинизация кажется им странной, ненужной и возможно, даже вредной. Думаю, они по личным соображениям и мотивации говорят, что закон о языке следует изменить», — предположил в комментарии «Обозреваетлю» член комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Владимир Вятрович.
Какое решение может принять КС
Языковая проблема на Украине в целом — фейковая, поскольку ее придумывают пророссийские представители. На самом деле никаких притеснений нацменьшинств в законе нет, тем более, что его поддержало большинство экспертов и украинское общество, заверил в комментарии «Обозревателю» эксперт по языковому вопросу Сергей Оснач.
«Категорически против позиций украинского языка собственно на Украине выступает Кремль. Он пытается использовать все подконтрольные ему силы, чтобы не дать утвердиться украинскому в государственном статусе в своей же стране. Россия выделяет миллиарды на распространение русского за рубежом, особенно на Украине. Язык — это один из важнейших инструментов для таких действий», — пояснил он.
Между тем представитель президента в КСУ Федор Вениславский заявил, что на Украине должен быть принят отдельный закон, в котором будет прописан статус русского и других языков национальных меньшинств, проживающих на Украине.
«Я бы согласился, что для обеспечения функционирования языков нацменьшинств нужен отдельный закон, но не могу согласиться, что должен быть закон о русском, как об отдельном языке. Он должен рассматриваться в контексте других языков национальных меньшинств. В законе о языке нет ни формальных, ни содержательных положений, которые бы противоречили конституции. Заседание в суде показало, что попытка представить этот закон как противоречащий конституции или вредным для Украины, сводится к повторению российских тезисов и пропаганды о якобы ущемлении прав русскоговорящих на Украине. Такого нет. Вряд ли закон о языке изменят», — объяснил Вятрович.