Когда политики федеральных земель ФРГ высказываются по поводу внешней политики, их слова часто вызывают недоумение. Самый свежий пример — бранденбургский министр по вопросам финансов и Европы Катрин Ланге (Katrin Lange/СДПГ).
Ее прокремлевская позиция вызывает критику не только у партнеров по коалиции из ХДС. В мае Ланге опубликовала приветствие по случаю 75-летия окончания войны и Дня Европы 9 мая. В нем она изложила свои мысли по поводу санкций, введенных против России из-за аннексии Крыма и войны на Украине. По ее словам, «очевидно, что введенные санкции вредят России и Германии, но Крыму не помогают. Какой же в них тогда смысл?»
По ее мнению, стабильный порядок в Европе невозможен без надежных и предсказуемых отношений с Россией. «Это так, хотя следует признать и все различия и разногласия с нынешним российским руководством», — резюмирует Ланге.
Эта позиция была встречена недоумением. Украинский посол Андрей Мельник в интервью газете «Потсдамер Нойестен Нахрихтен» назвал требования Ланге «ударом в лицо тысячам жертв российской военной акции на Донбассе, а также двум миллионам жителям Крыма». По его словам, санкции «отбивают у Путина охоту развязывать новые войны и повышают цену его противоречащей международному праву оккупационной политики». Министра раскритиковали и многие эксперты по Восточной Европе.
Но Ланге не успокоилась. Она заявила, что санкционная политика не достигла своих целей, то есть потерпела крах, а адепты этой политики распространяют безосновательные измышления. Министра поддержал российский посол Сергей Нечаев: по его мнению, Ланге высказала точку зрения, которую разделяют многие. Санкции не могут повлиять на позицию России.
Раздор в бранденбурской коалиции
На этом дело не закончилось. В ХДС, которая вместе с СДПГ в коалиции с Зелеными правит в Бранденбурге, высказывания Ланге вызвали беспокойство. Как заявила спикер фракции ХДС в ландтаге Барбара Рихштайн (Barbara Richstein) в интервью «Тагесцайтунг», Ланге не должна путать причину и следствие: «Россия нарушила международной право». По мнению Рихштайн, Ланге как министр по делам Европы должна учитывать и интересы партнеров Германии по ЕС, таких как Польша и прибалтийские государства, которые всерьез опасаются за свою безопасность, когда речь заходит о России.
Далее Тойтеберг сказала: «Германия несет историческую ответственность не только перед Россией, но и перед Польшей и Прибалтикой, нашими близкими союзниками в регионе, и перед Украиной, которая особенно сильно пострадала во время Второй мировой войны». Учитывая это, а также пакт Молотова — Риббентропа, цинично использовать в наше время эту историческую ответственность в попытках оправдать попрание суверенитета Украины.
Бывший премьер-министр Бранденбурга Платцек также желает близости с Россией
Однако Ланге со своей позицией далеко не одинока в СДПГ. Бывший премьер-министр Бранденбурга Маттиас Платцек (Matthias Platzeck) не устает пропагандировать улучшение отношений с Россией. Бывший председатель СДПГ любит делиться детскими воспоминаниями о советских солдатах и о походах в баню с экс-главой российских железных дорог. Развернутую версию этих воспоминаниях он опубликовал в вышедшей этой весной книге под названием «Нам нужна новая восточная политика — Россия как партнер».