Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Advance (Хорватия): неосманская трансформация кемализма продолжается

Политическое злоупотребление Святой Софией как преступление против культуры и истории

© Sputnik / Перейти в фотобанкСобор Святой Софии в Стамбуле
Собор Святой Софии в Стамбуле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приняв решение по храму Святой Софии, Эрдоган попросту заниматься исламистским популизмом, надеясь повысить свою популярность. Умиротворяющий эффект этого сомнительного шага продлится недолго. А открывать религиозный ящик Пандоры ― плохой способ заработать очки, считает автор Advance.

Несмотря на сопротивление православного мира, в пятницу турецкий суд вынес вердикт: стамбульский храм Святой Софии, один из самых знаменитых памятников и христианства и ислама, превращается в мечеть. Этот вердикт объявлен десятого июля и отменяет решение, принятое в 1934 году, о превращении постройки в музей, поскольку суд счел его незаконным. Храм построен при византийском царе Юстиниане, ему полторы тысячи лет, и он был сердцем восточной церкви, а также служил главным собором Византии. Храм Святой Софии превратили в мечеть после взятия Константинополя, который теперь называется Стамбулом, в 1453 году. Храм внесен в список наследия ЮНЕСКО в 1985 году. Впервые в качестве музея он открылся в 1935 году после того, как решение турецкого Совета министров одобрил основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк. С тех пор храм Святой Софии символизировал секуляризацию и единство и был открыт для верующих самых разных религий.

Решение турецкого суда вызвало большое беспокойство у международного сообщества, в особенности у православных иерархов, которые заранее предупреждали, что превращение Святой Софии в мечеть может иметь серьезные последствия. Как передает новостное агентство Orthodox Times, Русская православная церковь в пятницу выразила сожаления в связи с тем, что ее беспокойство и озабоченность других православных церквей Турция так и не приняла во внимание. В РПЦ подчеркнули, что это решение не направлено на снятие существующих противоречий, а напротив, может привести к еще большим разделениям. В предыдущем заявлении патриарх Кирилл, митрополит Московский и патриарх всея Руси заявил, что изменение статуса может повлечь за собой политические последствия. Кирилл подчеркнул, что Русская православная церковь «с горечью» как раньше, так и сейчас воспринимала и воспринимает любую попытку «унизить или попрать тысячелетнее духовное наследие Константинопольской церкви. Угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит, и нашей духовности и истории, —заявил патриарх Кирилл, добавив: И по сей день для каждого русского православного человека Святая София — это великая христианская святыня. Долг всякого цивилизованного государства — сохранять равновесие: примирять противоречия в обществе, а не обострять их». Русский патриарх тем самым дал понять, что превращение храма Святой Софии в мечеть может серьезно сказаться на динамике развития российско-турецких отношений. «Следует принимать во внимание, что Россия — страна с большинством православного населения. А потому то, что может произойти со Святой Софией, отзовется глубокой болью в русском народе», — предупредил глава РПЦ, настаивая на сохранении музейного статуса этого памятника, которое «послужит дальнейшему развитию отношений между народами России и Турции, укреплению межрелигиозного мира и согласия».

После новости о смене статуса храма Святой Софии генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле заявила: «Мы глубоко сожалеем о решении турецких властей, принятом без предварительных консультаций». «Храм Святой Софии является архитектурным шедевром и уникальным свидетельством взаимодействия Европы и Азии на протяжении веков. Статус музея собора отражает универсальный характер его наследия и делает его мощным символом диалога», — сказала Одри Азуле. Она отметила, что ЮНЕСКО поделилось своей обеспокоенностью с Турцией в нескольких письмах, а также на встрече с турецким представителем в ЮНЕСКО. Одри Азуле еще раз выразила сожаление, что Турция приняла решение без диалога в какой-либо форме или предварительного заявления. Она призвала турецкие власти «незамедлительно начать диалог, чтобы избежать отступления от универсальности этого исключительного наследия, сохранение которого будет рассмотрено Комитетом всемирного наследия на его следующей сессии». В заявлении, опубликованном в пятницу, ЮНЕСКО напомнило, что поскольку храм Святой Софии внесен в список всемирного наследия в качестве музея, это подразумевает ряд правовых обязательств. «Государства обязаны обеспечить, чтобы никакие изменения не влияли на выдающуюся универсальную ценность вписанных объектов, расположенных на их территориях. ЮНЕСКО должна быть заблаговременно уведомлена о любых подобных изменениях, которые, в случае необходимости, рассматриваются Комитетом Всемирного наследия», — говорится в заявлении. «ЮНЕСКО также напоминает, что эффективное, всестороннее и справедливое участие общин и других заинтересованных сторон, имеющих отношение к этому объекту, является необходимым условием сохранения наследия и подчеркивания его уникальности и значимости. Цель этого требования заключается в защите и передаче выдающейся универсальной ценности наследия, что соответствует духу Конвенции об охране всемирного наследия», — сообщила организация ООН. ЮНЕСКО призвало Турцию «незамедлительно начать диалог в целях предотвращения любых пагубных последствий для универсальной ценности этого исключительного объекта наследия».

На божественной литургии 30 июня патриарх Константинопольский Варфоломей, духовный лидер почти 300 миллионов православных верующих, сказал, что нейтральный статус Святой Софии имеет принципиальное значение для межрелигиозного мира и согласия в регионе. «Собор Святой Софии как музей является местом и символом встречи, солидарности и взаимопонимания между христианством и исламом», — сказал он, напомнив, что храм оставался местом христианских богослужений на протяжении почти 900 лет, а мусульманские отправления совершались там 500 лет. По словам Варфоломея, было бы крайне неразумно и вредно в XXI веке превращать храм Святой Софии в повод для противоречий и конфликтов, ведь он воплощает мудрость Божью, и верующие обеих религий могут там встречаться и восхищаться его величием. «Любое превращение собора Святой Софии в мечеть обернет миллионы христиан по всему миру против ислама. Святая София, сакральное место, где Восток встречается с Западом, может разделить эти два мира в тот самый момент, когда человечество, страдающее от смертельной коронавирусной пандемии, нуждается в единстве и общих ориентирах», — сказал патриарх Константинопольский, добавив, что «вместо того чтобы объединиться, нас разделяет 1500-летнее наследие». «Я опечален и потрясен», — сказал он, но при этом подчеркнул, что православные христиане «прожили 17 веков и останемся здесь навсегда, как того хочет Бог».

Иерусалимский патриарх Феофил также сделал заявление накануне вынесения вердикта. Он сказал, что, учитывая бурное прошлое, к заслугам Турции можно отнести то, что на протяжении почти ста лет она сохраняла храм в качестве музея. «В результате этого люди всего мира и любого происхождения могут наслаждаться его духовным, архитектурным и историческим великолепием», — сказал Феофил, назвав храм «символом терпимости». Сославшись на собственный опыт в Святой Земле, Феофил отметил, что «равенство способствует миру и взаимному уважению, тогда как претензия на исключительность способствует конфликтам и горечи».

Предполагается, что теперь храм Святой Софии будет функционировать так же, как Голубая мечеть, которая находится неподалеку и для посещения которой туристами введены временные ограничения. Пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын ранее заявил, что храм Святой Софии, вне зависимости от судебного вердикта, навсегда останется мировым наследием. В свою очередь, папа Франциск в воскресном выступлении на площади Святого Петра сказал, что его расстроило решение Турции превратить Святую Софию в мечеть.

За всем этим стоят попытки турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана заниматься исламистским популизмом. Умиротворяющий эффект этого сомнительного шага продлится недолго, и потом турецкая общественность снова столкнется с острыми проблемами, ведь из-за экономического спада Турции в последние два года люди обнищали. Более 40% из 1 537 человек, участвовавших в опросе для Стамбульского экономического исследования, назвали экономику главной проблемой для себя, а 19% поставили на первое место бедность. Так что будущее храма Святой Софии отнюдь не то, что по-настоящему беспокоит граждан Турции. События вокруг этого памятника — пример, как вместо реформирования экономики и улучшения инвестиционного климата, турецкие политики играют в политические игры, надеясь повысить свою популярность. Что ж, открывать религиозный ящик Пандоры — плохой способ заработать очки как для турецких властей, так и для властей православных стран. Кстати, нельзя также злоупотреблять государственными институтами в подобных политически мотивированных целях. Президент сам обладает полномочиями для принятия личного решения о превращении объекта в мечеть. Не стоит отдельно говорить о том, что суды в принципе не должны участвовать в подобных политически мотивированных делах.

Поскольку Эрдоган не может вычеркнуть Ататюрка и «кемализм» из истории, он интерпретирует их на свой лад. Некоторые главные символы «кемализма» теперь служат неосманской повестке. В 1453 году после взятия Константинополя храм Святой Софии из византийской христианской базилики превратился в мечеть, а музей создан в 1934 году по распоряжению Ататюрка. Теперь же президент Эрдоган еще раз превращает храм в мечеть. Во время торжеств в честь взятия Константинополя 29 мая в храме Святой Софии зачитали 48-ю суру Корана («Победа»). В тот же день было объявлено о бурении в греческих водах. Одна из буровых установок называется «Завоеватель». Так что «эрдоганство» — это во многом неосманская трансформация кемализма.

Храм Святой Софии — слишком красивый памятник и слишком драгоценный исторический объект, чтобы служить пешкой в региональной политической игре. Сменявшие друг друга византийская, османская и турецкая власть защитили храм от следов времени и таким образом утвердили собственную значимость не только в собственных глазах, но и в глазах будущих поколений, в том числе и нас с вами.