Турция и Египет становятся участниками все более напряженной конфронтации в Ливии. При этом какое-либо движение в направлении ослабления этой напряженности не исходит ни от Анкары, ни от Каира…
Анкара поддерживает Правительство национального согласия во главе с Ас-Сарраджем (Faiz as-Sarraj), которое контролирует запад Ливии, а Каир — Палату представителей, контролирующую восток страны, и поддерживаемую ею Ливийскую национальную армию / Хафтара (Khalifa Haftar).
Ось Сирт — Эль-Джуфра стала, с одной стороны, границей этого раздела на восток и запад, с другой — красной линией, потенциально способной вызвать военное столкновение между Турцией и Египтом… Причем настолько, что Германия, выступившая организатором Берлинской конференции, настаивает на том, чтобы ось Сирт — Эль-Джуфра стала «демилитаризованной зоной». Понятно, что это будет означать принятие фактического раздела Ливии…
Опасность начала боевых действий на оси Сирт — Эль-Джуфра
Анкара и Триполи хотят, чтобы силы Хафтара покинули ось Сирт — Эль-Джуфра и эти территории контролировали силы ас-Сарраджа. Каир и Тобрук же объявили ось Сирт — Эль-Джуфра «красной линией»…
Однако поистине серьезным и еще более усиливающим напряженность событием стало то, что Палата представителей, заседающая в Тобруке, призвала Вооруженные силы Египта к вмешательству в Ливию!
Одним словом, ситуация, к сожалению, подошла к тому, что на оси Сирт — Эль-Джуфра может загреметь оружие…
А это будет означать, что война с участием многих сторон, которая идет в Сирии, Ливии, регионе через посредников, вышла на уровень государств, что в свою очередь может по принципу домино породить новые фронты…
США считают письмо Эрдогана «ключом»
Анкара пытается привлечь Вашингтон на свою сторону, поскольку в Ливии ей противостоит большая группа стран. И поэтому утверждает, что присутствие Москвы в Ливии представляет угрозу для интересов США / НАТО.
Этот процесс, начавшийся с того, что Эрдоган 29 апреля написал письмо Трампу и объявил о желании сотрудничать с США в Ливии (и даже в Сирии), движется вперед. Поскольку Вашингтон рассматривает этот призыв Эрдогана как ключ, который необходимо использовать для того, чтобы подорвать отношения Турции и России.
Более того, США расценивают совместную работу с Турцией в Ливии как шаг к возможному возобновлению совместной работы и в Сирии.
Стратегический треугольник и четырехугольник
В центре этих инициатив — Восточное Средиземноморье, и они, очевидно, породят серьезные последствия для Турции на обширной оси, протягивающейся от Сирии до Ливии.
Поскольку, как мы уже отмечали в нашей книге под названием «Конец американской гегемонии» (Amerikan Hegemonyasının Sonu), стратегический треугольник, который образуют Искендерунский залив, Суэцкий канал, Ормузский пролив, и стратегический четырехугольник Черное море — Каспийское море — Аденский залив — Аравийское море представляют собой географию многовековых столкновений в Западной Азии.
Той силой, которая угрожает этой географии, является империализм США. «Совместная работа» Турции с США с целью сдерживания России в Ливии положит начало процессу с серьезными последствиями.
Но, как мы раньше писали в этой колонке, все может быть совсем по-другому: подобно тому как в Сирии Турция смогла нормализовать отношения с Россией и построить трехсторонний союз, охватывающий также Иран, в Ливии Турция тоже может сотрудничать с Россией и построить новый трехсторонний союз, охватывающий также Египет. И Турции необходимо форсировать создание такого союза.
От конфликта Турции и Египта выиграют США!
Вне всякого сомнения, в случае военного противостояния Турции и Египта в Ливии шансы Египта на победу равны нулю, но и Турция не будет победителем в конечном итоге. В выигрыше окажутся США и Израиль! Более того, военное столкновение Турции и Египта в Ливии будет означать, что отколоть Египет от блока Греция — Южный Кипр — Израиль — США — ЕС в Восточном Средиземноморье будет невозможно.
Анкара должна увидеть следующее: максимально защитить права Турции и Турецкой Республики Северного Кипра в Восточном Средиземноморье только с помощью военной силы невозможно. Турция добьется результатов в Восточном Средиземноморье в той мере, в какой сможет сотрудничать с Сирией и Египтом. А золотой ключ на пути к сотрудничеству с Дамаском и Каиром — Москва.
Поэтому, позиционируя себя против России в Ливии, чтобы получить поддержку США и НАТО, Анкара совершает стратегическую ошибку, ее нужно быстро исправить. Те дни, когда Анкара выступала против российской политики по выходу в Восточное Средиземноморье, остались в прошлом, Россия — уже в Восточном Средиземноморье, она проводит учения с Сирией. В дальнейшем следует воспользоваться присутствием России в Восточном Средиземноморье против США и вместе с Россией в этом регионе преградить США путь в Черное море.