О серии природных катастроф в российской Сибири ученые говорят: «В ущербе для Сибири виноваты мы, люди. Прежде всего, олигархи, которые сказочно богатеют на добыче полезных ископаемых. Только они радуются таянию вечной мерзлоты. Они и комары, которые решили превратить людей в татарский бифштекс.
В сибирском поселении Русское Устье обычно еще в июне ездят на снегоходах. На вешалках теплые куртки, как правило, висят все лето, которое по нашим меркам и летом-то не назовешь. Но в этом году тут в июне температура поднялась выше 31 градуса по Цельсию.
«Природа мстит нам. Скорее всего. Мы обращались с ней слишком кровожадно», — считает староста села Сергей Потнягин.
Чтобы составить такое мнение, ему не потребовалось никаких научных изысканий. Ему, опытному сибиряку, достаточно было посмотреть на данные многолетних наблюдений, чтобы понять — вскоре к шубам в гардеробе, очень вероятно, придется добавить еще и плавки. Однако высокая температура еще не все. Кстати, более южные области Сибири благодаря континентальному климату давно знакомы с жарой. Но теперь все иначе. Тепло перемещается к северу, за Полярный круг.
Ни староста, ни остальные люди, которые не слишком густо населили когда-то пустынные миллионы квадратных километров между Уралом и Тихим океаном, не рады климатическим тенденциям последних лет. Даже наоборот. Они знают, что последнее слово в этом уникальном и обширном крае, который составляет 77% площади Российской Федерации, останется в итоге не за добытчиками, олигархами или политиками, а за комарами.
Нефть, уголь и деньги побеждают природу
Фотографии — как из ада. Они кочуют в последние недели и дни в социальных сетях, подтверждая, что прошлый год стал в Сибири буквально годом «библейских» катастроф.
По последним научным исследованиям, виной тому человек. И таяние, которое, правда, тоже спровоцировал человек. Речь идет о таянии когда-то вечной мерзлоты, которая превращается в подвижную массу и перестает быть «вечно мерзлой».
Ученые делают однозначный вывод. На сайте World Weather Attribution международная группа климатологов констатирует, что нынешние слишком жаркие сибирские весна и лето — результат деятельности человека.
Как же человеческая алчность приводит к появлению красных и желтых рек, небывалому размножению комаров, а в ближайшем будущем может привести к исчезновению нескольких населенных пунктов? Или, если говорить конкретнее, то какую роль тут играет российское энергетическое и добывающее лобби?
Принципиальную. Российские нефтяные и угольные магнаты, на которых опирается российская экономика и политический режим, заинтересованы в первую очередь в прибыли и сохранении нынешнего руководства страны у власти, поскольку другое, вполне вероятно, не станет столь снисходительно относиться к их антиэкологической деятельности.
Наиболее влиятельной лоббисткой группой в России является Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
Его тактику в борьбе с изменениями климата четко отражают слова Давида Якобашвили, председателя Комитета по корпоративной социальной ответственности в этом союзе: «Мы должны максимально повысить продажи газа, нефти и угля и не останавливаться, пока у нас есть покупатели, чтобы использовать эти деньги для стимулирования инноваций, на новые технологии и для того, чтобы идти в ногу с другими экономиками».
На первый взгляд, кажется, что подобный подход не может найти особой поддержки среди российских граждан. И тем не менее они его поддерживают. Почему? Потому что российские добытчики из РСПП знают, где слабое место российских граждан — в их кошельках.
Недавно даже российское Министерство природных ресурсов и экологии опубликовало сообщение, в котором говорится, что в России температуры растут в два раза быстрее, чем в остальном мире и что нужно немедленно что-то делать. Например, необходимо штрафовать крупнейшие российские загрязняющие предприятия и мотивировать их и граждан больше внимания обращать на возобновляемые источники.
Многих добытчиков подобная позиция российского руководства ужаснула. Вооружившись всем, что необходимо для подобных переговоров, в марте они начали «работу» с депутатами.
В российскую Государственную думу отправили представителей влиятельного Союза промышленников и предпринимателей, которые выступили с важнейшим предостережением. Мол, если вы будете нас штрафовать и заставлять нас снижать добычу, то у нас не останется денег на инвестиции в экологические технологии.
Хуже того, по их словам, придется повысить цены на всю их продукцию, от чего в итоге пострадают простые граждане России. Самые бедные. А те, которые еще не самые бедные, станут таковыми из-за экологических проектов.
Кризис постигнет и тех, кто живет и выживает в Сибири и кому там становится все жарче. Скоро у них не останется денег ни на вентилятор, ни даже на сетку от комаров.
Тактика запугивания возымела успех. Депутаты и многие их избиратели испугались краха экономики еще больше, чем таящая почва у них под ногами. В проправительственных СМИ появились аргументы в том духе, что Россия занимает только четвертое место в мире по выбросам парниковых газов. Мол, пусть сначала американцы постараются!
Пожары, и даже рыбам жарко
По мнению российских экологов, Россия является не только одним из крупнейших загрязнителей, но одним из самых пассивных борцов с климатическими изменениями. Она платит и будет платить за это очень дорого и как — стало понятно в последние месяцы.
Сначала весной прошлого года страшно горели леса, и пожары тогда охватили территорию больше площади Греции. Ущерб составил более ста миллионов долларов. Дело даже не в том, что сгорело много древесины, насекомых, птиц и построек. При пожарах в атмосферу выделилось больше оксида углерода, чем выделяет, например, Швеция за целый год, как утверждает со ссылкой на ученых, экологов и политиков автор Moscow Times.
Затем последовал циклон и разрушительные наводнения в Иркутской области. Самые разрушительные за последние 180 лет.
«Я родился в Сибири и живу здесь 60 лет. Я такой весны не помню», — цитирует Siberian Times журналиста Сергея Зубчука. Он прав. За полярным кругом 37 градусов жары еще не бывало никогда. Только в этом году. Говорят, даже рыбам жарко, и они не клюют, а для для жителей Сибири, для которых рыбная ловля — один из главных источников пропитания, это еще одна катастрофа.
По-видимому, все взаимосвязано: человек спровоцировал таяние вечной мерзлоты, она привела к техногенным катастрофам, а те, в свою очередь, ускоряют потепление, и от всего этого в итоге страдает источник проблем — человек. Зато комарам хорошо.
В Сибири их всегда было много. Но летом этого года местные жители рассказывают буквально о нападениях насекомых. В социальных сетях появились кадры, при виде которых плохо становится даже самым ярым любителям фауны.
«Творится что-то очень странное. Наши растения, наши животные и наши люди просто не привыкли к таким высоким температурам», — говорит Роман Десяткин, эксперт по вечной мерзлоте из Якутии. По его словам, добытчики радуются, что вечная мерзлота отступает, потому что имеют виды на прежде скрытые под землей природные богатства. Но для жителей Сибири последствия этого процесса губительны: пастбища погрузились под воду или заболочены, а постройки разъезжаются вместе с фундаментом, на котором стоят.
Именно это, скорее всего, стало причиной аварии, в результате которой произошла самая крупная утечка дизельного топлива в истории Сибири. Российское представительство «Гринпис» назвало случившееся «настоящей климатической катастрофой». В конце мая на ТЭЦ в Норильске разлился резервуар с дизельным топливом. Скорее всего, главная причина — в подтаявшей почве.
«Возможно, причиной аварии в Норильске стало таяние вечной мерзлоты», — сказал то, чего все боялись, бывший высокопоставленный сотрудник красноярского Министерства природных ресурсов Сергей Шахматов, который сегодня возглавляет красноярских «Зеленых». Он изучил ситуацию прямо на месте трагедии и не сам пришел к подобному заключению. «Я еще никогда ничего подобного не видел», — так он оценил последствия технологической катастрофы.
Владелец ТЭЦ предприятие «Норильский никель» несет полную ответственность за загрязнение реки Амбарная, в которую вылились 15 тысяч тонн топлива, и окружающей почвы, которая впитала шесть тысяч тонн. Российская инспекция по окружающей среде очень сурово наказала предприятие: шестого июня Росприроднадзор наложил штраф на компанию в размере 148 миллиардов рублей плюс расходы по устранению аварии.
По данным за 2019 год, чистая прибыль «Норникеля» достигла шести миллиардов долларов. Но даже для него этот штраф — ощутимая финансовая потеря. Но поскольку, несмотря на коронавирусный кризис, предприятие успешно работает и в этом году, он, скорее всего, очень скоро возместит себе убытки.
Именно добывающее лобби, состоящее из самых богатых российских олигархов, несет ответственность за то, что город Норильск, одно из самых загрязненных мест на планете, который находится в 400 километрах за полярным кругом, может послужить декорацией для фильма-апокалипсиса. Часто выбросы полностью окутывают город.
Никель, медь и кобальт сыграли судьбоносную роль для этой части Сибири. Для российских предпринимателей местные недра по-прежнему скрывают возможность сказочно разбогатеть. Пока в России их никто не может остановить и заставить инвестировать их миллиарды, например, в возобновляемые источники энергии.
Зеленый свет для приближенных Путина
«К 2050 году мы должны добиться, чтобы мировая экономика отказалась от использования ископаемых энергоносителей», — сказал в интервью Deutsche Welle Андерс Леверманн, немецкий профессор физики и климатолог. Русским он советует поскорее найти другой способ прокормиться.
Экспорт нефти, угля и газа, по его мнению, нужно обязательно остановить. Если, конечно, думать о выживании, и не только Сибири. В противном случае там не останется даже комаров. Им просто некого будет есть.
Но российское добывающее лобби и политическая элита не согласны с немецким ученым.
Норникелю, хотя это звучит в данном случае абсурдно, руководство страны по-прежнему дает зеленый свет. Кто, собственно говоря, контролирует эту золотую жилу? Олигархи, которые являются главной экономической опорой кремлевской казны: Владимир Потанин, богатейший человек России, и еще один миллиардер Олег Дерипаска.
Оба они являются приближенными президента Владимира Путина. А он, хоть и любит тигров и стерхов, на предложения значительно снизить выбросы парниковых газов отвечает: «Мне кажется, что человечество может снова оказаться в пещерах…» Что касается ветряных электростанций, то о них российский президент думает следующее: «Сколько птиц гибнет. Они (ветряные станции — прим. ред.) так трясутся, что червяки вылезают из земли. И это не шутки».