Карабахский конфликт уже много лет считался ящиком Пандоры в сердце Южного Кавказа и имел серьезные последствия для всего региона, включая Россию, Турцию, Иран и даже Европу.
Присоединение Карабаха к Азербайджану была результатом произвольных действий Сталина в начале 20-ых годов. Армяне Нагорного Карабаха не признали такое решение. В советский период при любом удобном случае армяне, составлявшие большинство населения, в мирном порядке поднимали вопрос о желании воссоединиться с Арменией, но Азербайджан отвечал жестокостью не только в Карабахе, но по всей республике. По этой причине армяне защищались и провозгласили образование Нагорно-Карабахской республики. Война между странами из-за этого вопроса активно шла в период 1988-1994 годов, за это время погибло 30 тысяч человек. Война закончилась прекращением огня в 1994 году, когда армянские войска уже контролировали около 14% территории Азербайджана, включая Нагорный Карабах.
В течение 25 лет договор о прекращении огня был нестабильным, на территории символически присутствовали невооруженные наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Эти наблюдатели были выбраны, чтобы помогать Минскому процессу, инициированному ОБСЕ для разрешения конфликта и совместно возглавляемому Францией, Россией и США.
Между тем, в последнее десятилетие между Азербайджаном и Арменией происходила гонка вооружений. Благодаря доходам от нефти и газа, Азербайджан увеличил свои военные расходы более чем на 20% таким образом, что его военный бюджет стал в два раза больше, чем общий бюджет Армении. Однако национальные армянские силы поддерживали контроль над стратегическими высотами в Нагорном Карабахе и окрестностях, что давало им значительное преимущество и нивелировало общий дисбаланс.
Начиная с лета 2013 года инциденты в этом регионе участились и стали интенсивней, включая применение артиллерии в гражданских зонах и их окрестностях. Так называемая «Четырехдневная война» 2016 года унесла жизнь более чем 100 армянских солдат (действительные потери Азербайджана не были официально обнародованы).
Нагорно-Карабахская республика существовала последние 25 лет и сейчас продолжает расти и развиваться как демократическое правовое государство с соответствующими государственными структурами и местными организациями самоуправления. Местные власти начали проводить политику образования полиции, вооруженных сил, министерств и прочих правительственных структур, реконструировали дома, дороги, линии электропередач и школы. Важно, что сейчас существуют два новых шоссе, связывающих Армению и Нагорный Карабах, это совместный проект правительства и организаций армянской диаспоры.
Армяне всегда защищали право населения Нагорного Карабаха самим определять свою судьбу и жить независимо от Азербайджана, пользоваться своим правом на самоопределение, основанное на международных правовых принципах. Карабах никогда не входил в состав независимого Азербайджана и его власть над Нагорным Карабахом началась вместе с Советским Союзом и с ним же закончилась.
Однако большинство армян отвергает компромисс прилегающих семи регионов как наивный, опасный и в худшем случае предательский. Любое значительное изменение существующих границ Нагорно-Карабахской республики поставит под угрозу ее безопасность и безопасность Республики Армения, а также увеличит вероятность войны. Реальность состоит в том, что наследием Карабахского конфликта, длящегося последние сто лет, стала невозможность восстановления азербайджанского владения этими территориями. После почти 2,5 десятка лет фактической независимости все население Карабаха даже не думает о том, чтобы жить согласно законам Азербайджана.