Вот интересный момент для любителей дипломатии: Россия и США, — как правило, непримиримые противники — сопредседательствуют в группе, которая пытается выработать мирное решение для двух стран-участниц необычной войны.
Это малоизвестное событие — давно замороженный конфликт между Арменией и Азербайджаном, уходящий корнями в этнический и территориальный спор, — в этом месяце превратился в «горячую» войну с артиллерийскими перестрелками через границу. Что привело к редкому сближению интересов России и США, двух сопредседателей Минской группы, которая пытается урегулировать этот конфликт.
Что еще больше усложняет эту и без того непростую дипломатию, так это интересы Турции, драчливой региональной державы, которая стала головной болью как для Москвы, так и для Вашингтона. Турция пригрозила вмешаться в армяно-азербайджанский конфликт и к тому же мечет громы и молнии против общины армянских эмигрантов в Ливане. Армяне слышат в этом пугающий отголосок геноцида 1915 года под властью Османской империи, который Турция так и не признала.
Российские и американские дипломаты сходным образом отреагировали на перестрелку возле Тавуша на границе Армения — Азербайджан 12 июля. По данным Минской группы, за последующие несколько дней в ходе боевых действий были убиты 16 азербайджанцев, в том числе один генерал, и четверо армян.
Госсекретарь Майк Помпео в заявлении для прессы 15 июля призвал стороны к переговорам через руководство Минской группы, по-видимому, в сотрудничестве с Россией.
Российский МИД выступил с аналогичным заявлением 13 июля, выразив «серьезную обеспокоенность» по поводу эскалации военных действий, призвав к прекращению огня и предложив свою помощь в ослаблении напряженности. 15 июля руководство Минской группы, включая Францию, третьего сопредседателя, призвало к «предметным переговорам».
В течение прошедшей недели вдоль границы воцарилось шаткое необъявленное перемирие, — сообщения насчет случайных стычек и ударов появлялись лишь эпизодически. Кроме того, Баку остудил пыл своей провокационной риторики насчет удара по армянской электростанции, а Анкара — насчет турецкого контингента в помощь своим тюркским собратьям в Азербайджане. Но затишье это хрупкое и, вероятно, неустойчивое, поэтому генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш на этой неделе призвал к «максимальной сдержанности», чтобы избежать очередной вспышки.
У США в регионе большой набор противоречивых целей, а значит, любое дипломатическое вмешательство будет своего рода крученым мячом. Во-первых, отношения США с Россией резко остыли почти до уровня холодной войны. Президент Трамп с 2016 года заявляет, что хотел бы улучшить отношения. Но любые открытые шаги навстречу России сейчас покажутся спорными, и Трамп вряд ли на них решится, если политические издержки покажутся чересчур высоки. Однако встреча Минской группы — повод политически приемлемый.
Шальная карта в этой колоде — Турция. Президент Реджеп Тайип Эрдоган вновь претендует на роль лидера в мусульманском мире, играя мускулами по всему региону своими вторжениями в Сирию, Ирак и Ливию. Его стратегия, которую многие окрестили «неоосманской», также проявляется в символических действиях вроде призыва переделать музей Святой Софии, реликвию византийского христианства, в мечеть, а также антиармянской агитации. Кроме того, Эрдоган яростно отстаивал права Турции на бурение нефтяных скважин в Эгейском море, чем навлек недовольство Греции.
Еще Эрдоган флиртовал с российским президентом Владимиром Путиным, и в этом своем танце они то жарко обнимаются, то наступают друг другу на ноги. Эрдоган бросил вызов Вашингтону, купив в прошлом году российскую систему противовоздушной обороны С-400, — в ответ администрация Трампа вычеркнула Турцию из соглашения о создании передового истребителя F-35. Эта ссора получила продолжение на этой неделе, когда ВВС США объявили, что купят самолеты, предназначенные для ВВС Турции. Может, Эрдогану перечить США и приятно, но его генералы все же хотят заполучить F-35.
Тем временем Турция задает России перцу в Сирии и Ливии, где ее марионеточные силы воюют со ставленниками Москвы.
Как США избежать дальнейшего ухудшения ситуации? Как ни соблазнительно подстрекать российско-турецкую вражду, лучшей идеей все же будет дипломатическое взаимодействие в рамках сопредседательства в Минской группе. Это единственная значимая дипломатическая арена, где Москва и Вашингтон продолжают активно сотрудничать. Официальные лица Армении и Азербайджана посредничество великих держав, похоже, приветствуют.
Было бы ошибкой позволить этой маленькой войне перерасти в большую и подвергнуть риску жизни тысяч армян и азербайджанцев. Пытаться урегулировать такой конфликт задача зачастую неблагодарная, но в этом случае стоит попробовать.