Лидеры стран Евросоюза в результате сложнейших четырехдневных переговоров согласовали на саммите в Брюсселе семилетний план бюджета ЕС и размеры фонда по восстановлению экономики стран, пострадавших от пандемии covid-19. Общий объем средств составляет 1,8 триллиона евро. Из них 1074 миллиарда будут выделены в рамках семилетнего бюджетного плана ЕС на 2021-2027 годы. Самые ожесточенные споры вызвали размеры так называемого «фонда восстановления». Общий объем этого фонда останется неизменным — 750 миллиардов евро, как с самого начала предложили Франция и Германия.
Однако в результате отчаянного сопротивления небольших и богатых стран Европы (Нидерланды, Австрия, Дания, Швеция и Финляндия) планка безвозмездной помощи была снижена до 390 миллиардов евро, эти гранты государствам-получателям не нужно будет возвращать Брюсселю. Остальные 360 миллиардов — это кредиты, которые должны быть погашены до 2058 года.
Сумму в 750 миллиардов евро Евросоюзу придется занять на мировых финансовых рынках, этот долг будет погашаться совместными усилиями всех стран ЕС.
Немецкая «Цайт» (Die Zeit) задается вопросом: что означает «фонд восстановления», учрежденный в Брюсселе? Акт европейской солидарности или нарушение национального суверенитета государств Европы? В любом случае, по оценке наблюдателей, создание фонда является важнейшим прецедентом, превращающим ЕС в «долговой союз» (Schuldenunion), при котором более богатые и развитые страны будут финансировать бедных соседей по «европейской коммуналке». ЕС становится по факту «трансферным союзом», в котором страны Центральной и Северной Европы будут компенсировать недостаточную конкурентоспособность Юга путем передачи части своих доходов.
Хотя сторонники «Соединенных штатов Европы» приветствуют достигнутое соглашение и называют его победой «проевропейского курса», национально ориентированные политики считают создание фонда превышением полномочий со стороны Еврокомиссии. Член руководства партии «Альтернатива для Германии» Алиса Вайдель заявила: «Окончательное „грехопадение" Европы состоялось. Так называемый „фонд восстановления" противозаконен, Евросоюз берет на себя долги, не обладая атрибутами государства или высшего финансового органа. В результате, Германия поручается за деньги, которые неподконтрольны ее парламенту и бюджету».
Министр финансов Германии Олаф Шольц считает, что «фонд спасения» ЕС имеет историческое значение и сравнил его создание с решением американского министра финансов Гамильтона, который создал в конце XVIII века рынок облигаций США, одновременно дав Конгрессу право контролировать правительственные расходы. Действительно, отныне облигации Еврокомиссии становятся обязательствами всего ЕС, а не его отдельных членов. Таким образом рынок получил новый надежный актив, способный конкурировать с американскими ценными бумагами.
В 2019 году Германия заплатила 13,4 миллиарда евро в «общак» ЕС. Польша получила 12,3 миллиарда евро, Греция — 3,4 миллиарда. Многие в Европе считают несправедливым тот факт, что Венгрия и Польша получают громадные деньги от ЕС и при этом попирают правовые принципы Евросоюза.
Греция также получает деньги из фондов ЕС, чтобы оплатить свои непомерные долги, но при этом не проводит административных реформ и не создает условий для инвестиций. Эта необязательность объясняет требование Австрии, Нидерландов, Дании, Швеции и Финляндии — предоставлять отчеты, на что и как были потрачены европейские деньги.
Эту позицию по умолчанию поддерживает канцлер Германии Ангела Меркель, но никак не готовы принять страны Восточной Европы. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан назвал нидерландского премьера Марка Рютте «ненавистником Венгрии» лишь за то, что тот настаивал на строгом соблюдении европейских норм.
Французская «Трибюн» (La Tribune) подводит итог саммита ЕС: «Отныне Европейский союз становится государством, которое не подменяет 27 государств-членов ЕС, однако фактически включает их в свои структуры. Главным отличительным признаком нового государства является тот факт, что оно способно выпускать облигации для финансирования „фонда восстановления" размером в 750 миллиардов евро».
Наблюдатели считают, что реформа финансов Евросоюза практически началась. Тем не менее она наталкивается на сопротивление в Европейском парламенте. Пока что депутаты отказываются утверждать проект бюджета в нынешнем виде и требуют выделения дополнительных средств на защиту климата и студенческую программу Erasmus. Они также требуют сократить субсидии на сельское хозяйство и сделать упор на технологиях будущего. Окончательное голосование по проекту бюджета пройдет осенью.