Похоже, что переговоры с Россией по мирному договору, включая проблему «северных территорий», станут еще сложнее. В России приняли поправки в Конституцию, включив статью на отчуждение территорий. Предполагается, что даже будет принят закон о строгом наказании нарушителей.
Референдум по поправкам в Конституцию прошел в России 1 июля. «За» проголосовало подавляющее большинство — примерно 78%. Уже 2 июля на Кунашире, суверенитет на которой оспаривает Япония, установили памятник с высеченными на нем словами о запрете на отчуждение территорий. Жители отпраздновали поправки, подразумевая, что острова Японии передаваться не будут.
«Ваши предложения точно совпали с ожиданиями людей», — заявил президент России Владимир Путин 3 июля во время видео конференции с рабочей группой по конституционным поправкам. Так он обратил внимание на труды членов комитета.
В первую очередь он упомянул запрет на отчуждение территорий как статью, которая совпала с ожиданиями народа. «Жители одной из территорий России, для которых данная тема имеет особое значение, буквально восприняли слова Владимира Львовича о том, что эта поправка должна быть железобетонной, и установили в честь 67 статьи конституции, где зафиксирован этот порядок,…железобетонный памятный знак», — заявил Путин, лично прокомментировав событие на Кунашире.
Что касается поправок, то главная цель властей состояла в том, чтобы, с одной стороны, ограничить президентские полномочия двумя сроками, а, с другой, обнулить четыре предыдущих срока Путина и дать ему возможность баллотироваться еще раз.
Тем не менее если сфокусироваться только на сохранении власти, была опасность обвала рейтинга, поэтому через рабочую группу в проект были включены разнообразные статьи: экономика, социальная сфера, безопасность и другое.
Одна из них — запрет на отчуждение территорий. Она была принята в форме предложения актера Владимира Машкова, которое одобрил президент Путин. Между тем также была поставлена задача, чтобы эта статья не препятствовала деятельности МИД по демаркации границ.
В конечном итоге в соответствии с этой статьей запрещается призывать или предпринимать действия в отношении отчуждения территорий России за исключением демаркации границ с соседними странами.
Путин также говорил о демаркации границ с бывшими советскими республиками, но ни слова не сказал о Японии. Поскольку глава России отметил памятник на Кунашире, скорее он считает, что «северные территории» подпадают под запрет об отчуждении территорий.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ договорился с президентом Путиным о совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах. Более того, в ходе встречи в Сингапуре в ноябре 2018 года стороны взяли курс на развитие переговоров на основе Советско-японской декларации 1956 года.
В ней говорится о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан после подписания мирного договора. Этот документ одобрен парламентами обеих стран. Путин признавал его действенность. Администрация Абэ возлагала надежды на решимость российского лидера, несмотря на риск ослабления территориальных претензий на все четыре острова.
Тем не менее Путин подчеркнул, что в декларации не говорится, на каких основаниях и условиях должны быть переданы два острова. Он сказал, что проблема суверенитета будет обсуждаться на переговорах, но прежде Япония должна признать, что «северные территории» отошли России по результатам Второй мировой войны.
Помимо запрета на отчуждение территорий, в новой Конституции также прописали, что она главенствует над международными соглашениями. Можно не сомневаться в том, что Россия займет еще более жесткую позицию в переговорах с Японией. Более того, в российском парламенте обсуждается законопроект о максимальном сроке заключения до десяти лет для нарушителей статьи о запрете на отчуждение территорий. По всей видимости, в ближайшее время он будет принят. Российские эксперты, которые одобряли переговоры на основе Советско-японской декларации, теперь будут осмотрительны в своих заявлениях.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что цель переговоров по мирному договору с Японией заключается в поднятии отношений между странами на качественно новый уровень. По ее словам, это не имеет никакого отношения к демаркации границ.
Даже сам президент Путин ранее предложил отложить территориальную проблему и сначала заключить мирное соглашение. Если Япония будет настаивать на переговорах по возврату территорий, то речь будет идти о демаркации, по которой также не будет никаких подвижек, или же от нее потребуют заключить мирный договор без учета территориальной проблемы.