Айя-София является культурным наследием. В этом историческом здании, которое было построено как храм, и так совершали намаз.
Только в прошлом году в ответ на требования открыть Айя-Софию в качестве мечети Эрдоган, указав на мечеть Султанахмет, сказал: «Давайте сначала наполним ее, а потом подумаем об Айя-Софии». Однако Партия справедливости и развития Турции приняла неожиданное решение и инициировала процесс в целях использования этого здания в качестве мечети.
И, наконец, состоялось пышное открытие.
24 июля 500 человек по приглашению Управления по делам религии Турции совершили пятничную молитву в мечети, а остальные — за ее пределами.
Три события, произошедшие во время открытия мечети, которое носило характер большой торжественной церемонии, войдут в историю как явные показатели того, как религия становится инструментом политики.
Первое такое событие: президент Эрдоган перед молитвой с микрофоном в руках прочел отрывок из Корана.
Вне всякого сомнения, в своем доме Эрдоган имеет право читать Коран в любое желаемое время. Но в какой стране мира глава государства читает фрагмент священного писания в микрофон в мечети, церкви или синагоге? В западном мире президент той или иной страны бывал ли замечен за чтением в церкви отрывков из Библии?
Это событие является примером «эксплуатации», использования священных религиозных чувств на самом высшем уровне.
Второе событие — это хутба главы Управления по делам религии Турции Али Эрбаша (Ali Erbaş) с мечом в руках. И его посягательство на Ататюрка во время этой хутбы. Султан Мехмед завоевал Стамбул, но Ататюрк дважды спас Стамбул от вражеской оккупации.
Первое спасение состоялось благодаря невероятному героизму, проявленному им в боях за Чанаккале, в районе Анафарталар в 1915-1916 годах. Если бы Османская империя проиграла битву при Чанаккале, Стамбул был бы оккупирован.
Между тем Мудросским перемирием, подписанным после поражения в Первой мировой войне, Османская империя официально смирилась с оккупацией Стамбула. 13 ноября 1918 года Стамбул был официально оккупирован силами Великобритании, Франции, Италии, Греции. Тем временем османский падишах принимал эту унизительную ситуацию, не смел рта раскрыть, желал продолжения своего правления даже под покровительством англичан.
В то время как Ататюрк боролся со всеми трудностями, обрушившимися на Анатолию, тогдашний шейх уль-ислам Мустафа Сабри, а наряду с ним Саит Молла и Дюрризаде Абдулла проклинали Ататюрка, выносили фетвы, приговаривавшие его к смертной казни. Решения суда, в которых выносились смертные приговоры, одобрялись османским падишахом Вахдеттином, чье предательство отныне четко задокументировано.
Знает ли Али Эрбаш эти факты, которые известны учащимся средних и старших классов?
Если бы война за независимость была проиграна, оккупация Стамбула продолжалась бы. Интересно, что бы в таком случае делал Али Эрбаш? Может быть, учился в греческой школе?
Такого образа мыслей, который сеет ненависть в отношении Ататюрка и участников национально-освободительной борьбы, отныне не должно быть.
Али Эрбаш, который с мечом в руках практически нападает на Ататюрка, спасшего Стамбул от оккупации, должен опомниться.
Управление по делам религии не может позволять себе таких нападок.
Давайте не будем забывать, что лица, нападавшие на Ататюрка, которых мы упомянули выше, а именно Мустафа Сабри, Дюрризаде Абдулла, Саит Молла, отметились черными пятнами на страницах истории.
Третьим из рассматриваемых событий во время первого намаза в Айя-Софии стало то, что за министром обороны Турции Хулуси Акаром (Hulusi Akar) расположился начальник Генштаба Турции Яшар Гюлер (Yaşar Güler) в военной форме, а вместе с ним — командующий сухопутными войсками Умит Дюндар (Ümit Dündar) и командующий военно-морскими силами Аднан Озбиль (Adnan Özbil).
Начальник Генштаба, несомненно, может совершать намаз там, где он хочет, но посещать такой намаз в военной форме неправильно.
Начальник Генштаба, который находится на верхней ступени ВС Турции, не должен политизировать эту инстанцию.
К настоящему моменту на посту начальника Генштаба Турции сменилось много лиц. Генерал Яшар Гюлер тоже однажды покинет этот пост и отойдет от дел. Однако из-за этой ситуации он, к сожалению, запомнится использованием ВС Турции в качестве инструмента политики и эксплуатации священных религиозных чувств.
Эти три события еще обязательно получат свою оценку, если не сейчас, то через 25 или через 50 лет. И войдут в учебники истории как примеры инструментализации священных религиозных чувств в политических целях.