В последнее время трехсторонние отношения между Россией, Соединенными Штатами и Европой очень неоднозначные. Оказывая давление на энергетическое сотрудничество между Россией и Европой, Соединенные Штаты в то же время протягивают России оливковую ветвь и предлагают вернуться в G7. Западноевропейские страны, такие как Германия, Франция и Нидерланды, с одной стороны, укрепляют экономические связи с Россией, а с другой, выступают против ее возвращения в G7. Америка требует от своих европейских союзников увеличить общие расходы на оборону и исследования и разработку новых типов вооружения, в то время как Европейский союз стремится к реализации европейского оборонного плана «Постоянное структурированное сотрудничество» (Permanent Structured Cooperation, PESCO). Соединенные Штаты, Европа и Россия борются друг с другом, стремятся к взаимному сдерживанию и в то же время объединяются в союзы против друг друга, что делает трехсторонние отношения очень запутанными, но очень любопытными и достойными внимания.
В области энергетической безопасности Украина была основным транзитным узлом для экспорта российского природного газа в Западную Европу. После того, как Россия и Соединенные Штаты с Украиной возненавидели друг друга, США стали рассматривать Украину как орудие, позволяющее отрезать России путь к торговле со странами ЕС. Однако неожиданно Россия и пять европейских стран достигли соглашения о сотрудничестве в энергетической сфере, и ожидается, что в рамках проекта газопровода «Северный поток — 2» в Западную Европу будет ежегодно экспортироваться до 55 миллиардов кубометров российского природного газа. Чтобы заблокировать этот проект, правительство США, не колеблясь, приняло «Закон о национальной обороне» и публично ввело санкции в отношении европейских компаний, участвующих в строительстве газопровода.
Причина, по которой Америка сделала это, заключалась главным образом в том, что проект «Северный поток — 2» бьет по ее интересам в энергетической сфере. Кроме того, он значительно снижает эффективность экономических санкций США против России. Причина экономических санкций против России, на первый взгляд, заключается в контратаке из-за присоединения Крыма к России, однако на самом деле это не так. Цель этого шага Америки — «убить трех зайцев одним выстрелом». Во-первых, это позволяет переманить на свою сторону европейских союзников и заставить их ввести экономические санкции против России, чтобы сформировать «единый антироссийский фронт» во главе с США. Во-вторых, это попытка предотвратить энергетическое сотрудничество России со странами ЕС и затормозить восстановление экономики России. И в-третьих, таким образом США могут продавать собственный сланцевый газ европейским странам, чтобы получить наибольшие экономические выгоды.
В области экономики и торговли Соединенные Штаты не только наложили санкции на Россию, но и начали торговую войну за таможенные пошлины с Европейским союзом. Эти односторонние и торгово-протекционистские действия наносят ущерб России, а также странам Западной Европы, поэтому они неизбежно повлекли за собой негативную реакцию. Проектное соглашение по сотрудничеству в области природного газа, достигнутое между Россией и Европой, является ярким тому примером.
В дипломатической и военной областях отношения между Соединенными Штатами и их европейскими союзниками, а также с Россией всегда были неоднозначными и непредсказуемыми. Само собой разумеется, что отношения между Америкой и Россией — это взаимная неприязнь, и Штаты никогда не принесут России ничего хорошего. Тем не менее недавно они проявили неожиданную «доброжелательность» по отношению к России, пригласив ее вернуться в G7. Однако они не ожидали, что та окажется «такой неблагодарной» и откажется возвращаться. В будущем Соединенные Штаты намерены расширить G7, и их реальное намерение состоит в том, чтобы заменить G20 расширенной версией G11, где они будут продолжать играть ведущую роль. Кроме того, это очевидная провокация российско-китайских отношений. Именно потому, что Россия разглядела скрытый смысл в действиях Соединенных Штатов, она подчеркнула, что без активного участия Китая расширять G7 смысла нет.
В связи с ухудшением американо-российских отношений и продолжающимся «выходом из союзов» правительства США, Россия обеспокоена по поводу американо-российского «Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений» (СНВ-III), срок действия которого истекает в феврале следующего года. Этот договор является единственным существующим двусторонним договором о контроле над вооружениями между Соединенными Штатами и Россией, и, если срок действия не будет продлен, это означает, что гонка вооружений между двумя основными ядерными державами — Америкой и Россией — может получить новый виток. Что касается России, то Соединенные Штаты добивались санкций против нее со стороны Западной Европы, наращивали свое военное присутствие в Польше и вышли из «Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности», чем уже создали серьезную угрозу национальной безопасности России. Вопрос, как решить эту проблему, является приоритетным для России, поэтому смягчение отношений со странами Западной Европы — это, несомненно, мудрый шаг.
Что касается европейских стран, для них также является сложной проблемой то, какие меры принимать в области европейско-американских и европейско-российских отношений. Лидеры Германии и Франции считают, что отношения между Европой и США столкнулись с проблемами и должны быть структурно изменены, при этом Европейский союз в будущем должен избавиться от иллюзий и взять свою судьбу в собственные руки. Но проблема в том, что сейчас Европа является очень раздробленной. Эпидемия нового коронавируса нанесла серьезный ущерб европейской экономике и обострила существующие социальные проблемы. В этом контексте трехсторонняя борьба между Соединенными Штатами, Европой и Россией и тенденция развития трехсторонних отношений вносит в будущее Европы множество неопределенностей.
Чжао Цзюньцзе (赵俊杰) — научный сотрудник Института европейских исследований Китайской академии общественных наук