Зимой нынешнего года еще до пандемии коронавируса мне посчастливилось совершить путешествие вокруг Байкала и познакомиться с его уникальной природой и богатой историей. В очередном очерке спешу поделиться своими впечатлениями с читателями.
Паломничество по буддистским монастырям Бурятии
Из села Тарбагатай, о котором я рассказывала в предыдущем очерке, и в котором проживает удивительный народ семейских — забайкальских старообрядцев, чья культура занесена ЮНЕСКО в список шедевров всемирного нематериального наследия человечества, возвратилась в столицу Республики Бурятия — Улан-Удэ, где совершила поездку по ряду буддистских монастырей — дацанов. Улан-Удэ — старинный торговый город, люди в котором начали активно селиться с XVII века. В отличие от Иркутска с его многочисленными православными храмами, характерной особенностью Улан-Удэ является наличие многих известных буддистских монастырей (На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия, — прим. пер.).
Огромная голова Ленина
На улице минус 25 градусов. Особо не разгуляешься!
На площади перед городской администрацией сразу бросается в глаза огромная каменная голова Ленина. Ее высота 7,7 метра, а вес — 42 тонны.
В 2001 году, когда я путешествовала по Санкт-Петербургу, остановившись у одной своей русской приятельницы, в этом славном городе и его окрестностях была в самом разгаре кампания по сносу памятников Ленину. А вот в Сибири они до сих пор встречаются довольно часто. У своих гидов в Иркутске, Листвянке и Улан-Удэ я спрашивала, отчего так происходит. Почему в Сибири толерантно относятся к памятникам Ленину? Ответы моих собеседников в основном сводились к следующему: «Нынешняя молодежь уже почти ничего не знает о Ленине. Не знает она и о его диктаторских методах правления. Поэтому здесь не особенно зацикливаются на обсуждении того, каким он был — плохим или хорошим. Памятники ему остаются как свидетельства истории». А когда я спрашивала о Ленине бурятов на улице, они отвечали мне: «Мы буддисты. В отличие от христиан, мы не проводим такой острой грани между белым и черным».
Буддистский монастырь Ринпоче Багша
На территории этого монастыря (в Бурятии буддистские монастыри часто называют дацанами), открытого в начале 2000 года, меня удивил одновременный звон колоколов, песнопения, своей мелодикой напоминающее григорианские гимны в римско-католической церкви, и постоянный гул от чтения множеством монахов священных мантр. Создалось впечатление, что этот дацан является неким местом пересечения Востока и Запада.
Рядом с лестницей, ведущей в центральный молельный зал, расположено странное скульптурное сооружение из мрамора, похожее на огромный персик. По форме оно чем-то напоминает традиционное жилище — круглую юрту бурятских кочевников. Но на самом деле это изображение популярного местного блюда «бууза», одной из разновидностей мант. По верованиям бурятов, оно связывается с достатком и благосостоянием в доме. Однако китайские туристы упорно твердят, что это персик. Я присмотрелась повнимательнее — точно, похоже формой на персик.
По буддистской традиции, сразу входить в молельный зал — дуган — нельзя. Перед этим нужно обойти его хотя бы один раз по специальной дорожке по часовой стрелке. Считается, что это приносит в душу верующего успокоение.
Вдоль дорожки расставлены специальные низкие воротца, напоминающие куриный насест. Когда, пригнувшись, проходишь под ними, то замечаешь множество ярких разноцветных лоскутков ткани, привязанных к воротцам.
С этими лоскутками связаны просьбы и пожелания верующих, с которыми они обращаются к Будде: «Пусть мой сын удачно женится», «Пусть исцелятся все больные в нашей семье» и так далее. Такие лоскутки с молитвами и пожеланиями можно встретить и в лесах Бурятии. Это дань вере в силу природы и шаманизм.
В центральном молельном зале монастыря Ринпоче Багша стоит статуя Золотого Будды. Это самое большое в России скульптурное изображение Будды Шакьямуни: шестиметровая статуя из бронзы целиком покрыта сусальным золотом. Изготовлена она в Пекине именитым мастером Гу Шиюанем, работы которого хорошо знают в Китае, Гонконге, Таиланде, Японии, Южной Корее.
22 февраля 2004 года в монастыре был проведен обряд освящения статуи.
Вскоре Далай-лама прислал из города Дхарамсала (Индия) священные реликвии для храма, чтобы заложить их внутрь статуи Золотого Будды.
Центр буддизма в России — Иволгинский дацан
В 25 минутах езды на автомашине от центра Улан-Удэ расположен Иволгинский буддистский монастырь. Он считается центром буддизма в России. Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину.
В Иволгинском монастыре перед входом в центральный молельный зал тоже нужно обойти его кругом и покрутить барабаны хурдэ. Внутри них лежат свитки с мантрами. Буддисты считают, что прокручивание этих барабанов равносильно молитве. Жилище монахов расположено рядом с тропой вокруг Храма. Люди со своими проблемами всегда могут обратиться к ламе.
Обходя молельный зал вокруг, мы познакомились с монахом по имени Цирин. Он был очень доброжелательным. Цирин рассказал, что заинтересовался буддизмом еще в детстве. Его отец, убежденный верующий, брал мальчика с собой в паломничества по монастырям. Мать Цирина утверждала, что видела Далай-ламу. «Учение Будды запрещает монахам жениться. Однако сейчас многие из нас создают семьи. У меня тоже есть семья», — рассказывает Цирин. Ламы же высокого ранга жениться не могут. Помимо прочего, 16 лет своей жизни они должны посвятить аскетической жизни в труднодоступной местности. «Так что я бросить эту суетную жизнь не могу», — улыбается монах.
Главное чудо Иволгинского монастыря — это лама Даша Доржо Итигэлов. Родился он в 1852 году, а в 1927 году добровольно впал в нирвану. Он создал труды по буддийской философии (их более 50) и оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам. Будучи уже глубоким старцем, он сел в позу лотоса и покинул свое тело, сказав своим ученикам, чтобы они похоронили его, но достали из могилы через 70 лет. Ученики выполнили его наставления и ныне, спустя уже столько лет после «смерти», лама Итигэлов по-прежнему сидит в лотосе в главном дугане (храме) Иволгинского дацана буквально как живой. В определенные дни к нему выстраиваются длинные очереди, желающих прикоснуться к святыне. Там происходят чудесные исцеления и сбываются заветные желания.
По словам нашего водителя, от Иволгинского монастырского комплекса до российской границы с Монголией всего 250 километров. Площадь Республики Бурятии составляет 90% от площади Японии. И вот здесь, на окраине огромной России, вглядываясь в столь похожие на японские черты бурятов, я вдруг ощутила неожиданную симпатию к этому маленькому народу.