Олли-Пекка Карьялайнен (Olli-Pekka Karjalainen), установивший национальный рекорд по метанию молота, говорит, что его мало удивили откровения бывшего руководителя Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова о российской допинг-системе. Эти темы уже поднимались в документальном фильме кинокомпании Netflix «Икар» (Icarus), так что книга стала скорее дополнением.
Легкоатлет Карьялайнен рассказывает, что иногда усмехался, когда читал книгу. Сильнее всего его поразило легкое отношение к допингу в России на протяжении десятилетий.
«Сложилось такое впечатление, будто в их восприятии Россия может делать все что угодно, а правила международных соревнований для нее ничего не значат, — делится своим мнением Олли-Пекка Карьялайнен. — Словно утром они пили кофе, затем шли подделывать допинг-пробы и потом переходили к следующей задаче. Для них это было повседневным, обычным делом. Эти описания в книге меня поразили».
Но допинг-скандал ассоциируется у Карьялайнена не только с Россией. Пробы белорусских спортсменов Ивана Тихона и Вадима Девятовского, взятые в 2005 году, показали наличие допинга только при повторном анализе проб в 2013 году. Однако Международный спортивный арбитражный суд CAS не лишил Девятовского хельсинкской медали (в 2005 году в Хельсинки проходил чемпионат мира по легкой атлетике, прим. перев.).
Допинг-скандал коснулся и венгров, но Карьялайнен считает их любителями, тогда как у белорусов существовала система, которой руководили сверху.
«Спортсмены давно понимали, куда все это идет. Просто ждали, схватят их на каком-то этапе или нет. И ведь в итоге после многочисленных проверок их разоблачили, но вернуть медали суд CAS потребовал не у всех».
Сейчас Олли-Пекка Карьялайнен работает в Спортивной академии Куортане и входит в состав правления Олимпийского комитета Финляндии.
Карьялайнен считает, что ситуация была бы еще плачевнее, если бы данные о допинге так и не были получены. Также он доволен суровыми мерами — например, отстранением России от международных соревнований.
Спортсмен говорит, что россиянам предстоит доказать, что их культура изменилась.
«Это не про последние годы. Если верить полученным данным, эта система существовала все то время, когда они участвовали в международных соревнованиях, десятки лет. Искоренить зло тяжело. Конечно, я возлагаю большие надежды на более молодое поколение. С критикой системы выступили, к примеру, Сергей Шубенков и Мария Ласицкене», — рассуждает Карьялайнен.
Барьерист Шубенков и прыгунья в высоту Ласицкене — чемпионы мира в своих видах спорта.
Карьялайнен напоминает, что книжная новинка наводит на размышления и о действиях самого автора. Григорий Родченков сбежал из России в США после того, как Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) собрало данные о его участии в допинг-системе. В 2015 году ВАДА заявляло о необходимости уволить Родченкова, поскольку выяснилось, что он уничтожил 1400 допинговых проб.
«Нельзя забывать, что Родченков совершил признание не по доброй воле. Я не сомневаюсь, что, если бы обстоятельства сложились иначе, он продолжил заниматься тем же делом. Он просто был вынужден все рассказать».