Отношения между Турцией и Грецией в последнее время становятся довольно напряженными. И одной из главных причин этого является череда антитурецких ходов со стороны Греции, а также заявления греческих официальных лиц, которые выходят за рамки дозволенного. Греция, охваченная паникой вследствие шагов, предпринимаемых Турцией в сфере оборонной промышленности в последнее время, и ее вмешательства в кризисные ситуации под влиянием событий в регионе и региональной политики западных государств, при каждой возможности пытается вырабатывать антитурецкую политику.
На самом деле Турция показала, что она обошла Грецию, стала более крупным региональным игроком и проводит региональную политику во взаимодействии с глобальными игроками. Поэтому мы можем уверенно сказать, что Греция перестала быть региональным конкурентом для Турции. В этой связи Греция постоянно пытается сдерживать Турцию через таких игроков, как Израиль, Россия, США и Европейский Союз. Для этого Греция стала верховодить разработкой проектов в обход Турции прежде всего в Восточном Средиземноморье.
С другой стороны, Турция делала шаги, срывающие планы по ее блокаде. В этой связи Турция направила суда в регион для разведки нефти и природного газа, подписала с Ливией соглашение о морских юрисдикциях, провела широкомасштабные военные учения в регионе. Однако Греция не бросает своих старых привычек, продолжает причинять беспокойство Турции и привлекает других региональных и глобальных игроков в этом направлении. Особенно после недавнего оповещения Турции через систему «Навтекс» (Navtex) в Восточном Средиземноморье и преобразования Айя-Софии в мечеть антитурецкие ходы Греции участились. Последним звеном этих ходов стало адресованное США предложение создать военную базу в Александруполисе и положительный ответ США на это.
Александруполис является одним из важных портовых городов Греции недалеко от границы с Турцией (примерно в 30 километрах). После того как Греция сделала США предложение о создании военной базы в этом городе, в прессе нашла отражение информация о том, что США отправили сюда военных. Хотя может показаться, что данное событие касается только этих двух стран, на самом деле оно будет иметь региональные последствия. И больше всего это событие, естественно, затронет Турцию.
23 июля посол США в Греции Джеффри Р. Пайетт (Goeffrey R. Pyatt) и министр обороны Греции Никос Панайотопулос (Nikos Panagiotopoulos) посетили порт Александруполис и, с одной стороны, открыли базу, с другой — наблюдали за переброской американских армейских подразделений. В качестве основания для сосредоточения военных и вооружения в Александруполисе американские официальные лица назвали учения НАТО. США сделали первые шаги к созданию как морской, так и воздушной базы в Александруполисе. В город были переброшены вертолеты, военные машины, боеприпасы.
Во-вторых, важно то, что Александруполис расположен в Западной Фракии. Он соединяет Турцию с Ксанти и Комотини — другими важнейшими городами Западной Фракии, густо населенными турецким меньшинством. Так что создание базы подразумевает возникновение своего рода военной буферной зоны между Турцией и этими двумя важными городами.
В-третьих, США, которые выводят своих военных из Германии, заявили, что часть из них будет переброшена в страны Восточной и Юго-Восточной Европы и, как становится понятно, в том числе в Грецию. Путем наращивания своего присутствия в Эгейском море и Восточном Средиземноморье США стремятся сбалансировать влияние России в регионе.
В-четвертых, создание базы можно рассматривать как ход, который умалит стратегическую ценность турецких проливов за счет возникновения новой линии Александруполис — Болгария — Румыния. Таким образом США будут меньше нуждаться в Турции в конкурентной борьбе с Россией и, следовательно, смогут легче занять позицию на стороне Греции.