Холмистые леса на российском Дальнем Востоке стали недавно причиной появления одной из самых замечательных книг о природе, которая вышла под названием «Великая душа Сибири» (The Great Soul of Siberia). В этой книге корейский фотограф Суйонг Парк (Sooyong Park) с помощью своей фотокамеры рассказывает об амурских тиграх. И само это тотемное животное, и великолепные ландшафты автор книги показывает с большой любовью и особым вниманием к деталям.
Американский журналист Джонатан Слот (Jonathan Slaght) сделан из того же материала, если говорить о твердости и стойкости характера, необходимых для того, чтобы справиться с суровыми условиями и минусовой температурой в мрачных, укутанных снегом сибирских лесах. Почти 20 лет назад он начал такую же отважную миссию, однако объектом его изучения стали не самые крупные в мире кошки, а самые большие совы — 4-килограммовые (10-фунтовые) рыбные филины Блакистона (Bubo blakistoni), названные так в честь английского натуралиста Томаса Блакистона (Thomas Blakiston).
Эти великолепные творения природы отличаются тем, что являются рыбоядными (piscivorous). А еще они лишены такого перьевого покрова, который позволяет большинству других представителей этого семейства летать почти беззвучно. Поскольку находящиеся под водой рыбы и прочая живность не способны что-либо услышать, рыбный филин в обмен на беззвучность полета получил другое впечатляющее качество — довольно сильный звук, издаваемый в полете его крыльями, размах которых составляет почти 2 метра (6,5 футов).
На японском острове Хоккайдо, где обитает небольшая, но хорошо изученная популяция рыбного филина, их жертвами становятся даже молодые олени, собаки и кошки. Однако местное население относится к рыбным филинам Блакистона почти с религиозным благоговением и считает их хранителями своих домов. К сожалению, российских жителей в лесах Сибири не особенно беспокоит ни символическое значение рыбных филинов, ни сами эти редкие птицы. В результате рыбные филины находятся под угрозой исчезновения, продолжая сохранять свое великолепие. Проведенные Слотом подсчеты и экологические исследования позволили сделать вывод о том, что состояние популяции рыбных филинов немного лучше, чем было принято раньше считать, однако в мире существуют всего около 2 тысяч родительских пар этих птиц.
Суровые жители удаленных сибирских рубежей полагаются в своей жизни на два основных занятия — лесозаготовку и охоту, и при этом уничтожение живой природы является там распространенным явлением. Жертвами подобного коммерческого отношения становятся не только олени и дикие кабаны, но также тигры, медведи, соболи, бобры и леопарды. Совы и филины испытывают давление от обоих видов деятельности человека, особенно от выборочной вырубки леса, которая лишает их и без того сократившихся гнезд в дуплах деревьев. Кроме того, их часто убивают люди, которые используют их просто как тренировочную мишень для стрельбы. Вместе с тем, в Сибири существует сильная традиция гостеприимства. Слот рассказывает о том, как он и его помощники в течение нескольких месяцев жили в удаленных избах местных жителей, и как их встречали обильным количеством водки. А больше всего времени Слот и члены его команды провели в доме человека, который, спасаясь от владивостокской мафии, скрывается в глухом лесу и который уверен в том, что под его горой обитает сказочный народ. Хотя Слот и отвлекается на человеческие истории в ходе своей миссии, он лишь в общих чертах представляет членов своей команды. Он мельком упоминает о том, что один его помощник 24 года провел в сибирской угольной шахте. Что он, черт возьми, хотел этим сказать? К сожалению, этого мы так и не узнали. И лишь мимоходом он рассказывает историю одного охотника, который преследовал дикого кабана, но в результате сам погиб от его клыков, а его тело было растерзано этим зверем. Кроме того, автор бегло описывает сам регион — его озера, реки, источники, а также его удивительную фауну и флору. Подробно рассказывая о рыбном филине Блакистона, о десятках других птиц Слот лишь коротко упоминает. Создается впечатление, что он полностью сосредоточен на одной идее.
Однако он делает отступление и представляет нам свою невесту.
"Лето у меня будет очень насыщенным — я уже почти четыре года встречаюсь с женщиной по имени Карен (Karen). Мы познакомились в Приморье (этот тот самый регион, где обитают рыбные филины), когда были волонтерами Корпуса мира, и в августе мы планируем пожениться. После этого я намерен прослушать курс лекций в Мичиганском университете (University of Michigan), чтобы получить знания и навыки, необходимые для разработки стратегии по сохранению рыбных филинов.
Но этим и ограничиваются предпочитаемые им эпизодические отступления, который лучше всего иллюстрирует мономанию автора, его сосредоточенность на одном предмете. Как и Суйонг Парк, Слот обладает поразительной готовностью переносить любые трудности в незнакомых местах, однако у него нет в достаточной мере ни соответствующего языка, ни внимания для того, чтобы представить в должном виде своего великолепного рыбного филина.