Бывший президент Украины Леонид Кравчук говорит о переговорах с так называемыми представителями отдельных районов и о возможности предложить создать в Донбассе свободную экономическую зону. Возможно, Кравчуку кажется, что это именно тот путь решения проблемы, который приведет к миру. Но он ошибается по одной простой причине.
О мире с представителями отдельных районов можно было бы договариваться, если бы они действительно были бы представителями населения Донбасса, а не российскими марионетками. Если бы в Донбассе действительно было бы народное восстание против украинской власти и эти люди были бы его участниками. Если бы они преследовали собственные интересы — политические или экономические. Например, так, как преследовали свои интересы — независимость республики — участники войны в Чечне. Или как сегодня преследуют свои интересы участники протестов в Хабаровске. У этих людей был свой счет к Кремлю.
А «народные республики» в Донбассе как раз Кремль и создал. Их представители не были ни руководителями, ни участниками восстания против власти Киева просто потому, что никакого восстания не было. Восстание было в Киеве — против Януковича и его бандитского окружения. А самому Януковичу и его российским покровителям не удалось даже за деньги имитировать антимайдан.
Поэтому никакого смысла в прямых переговорах с марионетками нет и быть не может. И никакая свободная экономическая зона им не нужна. Им нужно только то, за что им скажет выступать Россия. Именно поэтому мы и ведем переговоры с агрессором, а не с его марионетками.
Кравчук — из поколения президентов, которые поддались на удочку Кремля. Его молдавский коллега Мирча Снегур вел прямые переговоры с руководителями оккупированного Россией Приднестровья. Его грузинский коллега Эдуард Шеварднадзе вел прямые переговоры с руководителями оккупированных Россией автономий Грузии. Результат — и спустя почти три десятилетия после начала конфликта территориальная целостность Грузии и Молдавии до сих пор не восстановлена и неясно, когда вообще будет восстановлена.
А вот другой президент времен Кравчука — хорват Франьо Туджман — никаких переговоров с марионетками соседней Сербии не вел и свою территорию освобождал. Спустя 25 лет после окончания войны на Балканах Хорватия — не просто страна с восстановленной территориальной целостностью, но и член Евросоюза и НАТО. Молдавия, Грузия и Украина могут об этом только мечтать.
У украинцев простой выбор — пойти по дороге Снегура и Шеварднадзе и на десятилетия застрять в ожидании чуда, которого все равно не будет или пойти по пути Туджмана и защитить свою страну. У этого выбора нет и не может быть альтернативы — чтобы там Леонид Макарович не придумывал.