Как бы не завершились президентские выборы в Беларуси после 9 августа 2020 года, небезразличная на уровне личностного восприятия для большинства украинцев и стратегически важная с точки зрения наших государственных интересов страна станет другой.
Лента украинских новостей заполнена сообщениями: «Беларусь проведет военные сборы резервистов близ границы с РФ», «„Вагнеровці" были отправлены в Беларусь специально — Лукашенко», «В Одессу прибудет танкер с нефтью для Беларуси», «В Киев приехал экс-кандидат в президенты Беларуси, который скрывался в РФ», «В Киеве состоялась акция в поддержку честных выборов президента Беларуси», «Кулеба пригласил главу МИД Беларуси на встречу министров Люблинского треугольника», «В Беларуси для Лукашенко устроили показательный „разгон" митинга», «Энергоатом будет поставлять электричество в Беларусь еще два месяца!», «Президент Литвы призвал Евросовет обратить внимание на нарушения прав человека в Беларуси», «На Житомирщине завершается строительство моста на границе с Беларусью», «Выборы в Беларуси: соперница Лукашенко собрала тысячные митинги», «Выборы в Беларуси: оппоненту Лукашенко выдвинули новое обвинение».
Здесь есть все — задержание оппонентов, нарушения прав человека, массовые выступления оппозиции, диверсанты, образ Речи Посполитой, углероды, поставки электроэнергии, новый мост с Украиной. Похоже на то, что Беларусь оказалась в эпицентре одной из битв всемирной гибридной войны, ее мирный период развития завершился. Нравится или нет, но одним из участников мирового столкновения является Украина, поражение или победа нашей северной соседки будет иметь большое влияние на дальнейшую судьбу каждого из нас. Для этого достаточно посмотреть на линию границы.
Сообщение из Минска, Гомеля, Гродно и других городов поражают — предвыборные пикеты кандидата на должность Президента Республики Беларусь Светланы Тихановской проходят с невиданным размахом. Преобладает национальная символика (бело-красно-белый флаг, герб «Погоня»), но также нынешние государственные флаги. Общественным вспышкам предшествовали задержания и нерегистрация нескольких оппозиционных кандидатов, членов их команд. Говорят о нескольких арестованных, открыты уголовные дела — начиная от бывшего банкира и мецената Виктора Бабарыка. Из последних новшеств — на этот раз избирательные кабинки будут открытыми (и для чего бы это?). Даже для авторитарного режима политического режима в Беларуси — большая жесткость и средства психологического воздействия, включая демонстрацию того, как разгоняются несанкционированные митинги. О старой оппозиции не идет речь — все задействованные фигуры представляют новые общественные явления и другое поколение (в отличие от действующей власти). Имеем дело с явной декларацией желания перемен.
Призыв попал в жаждущую среду: значительная часть белорусов уже давно устали от постоянного правления Александра Лукашенко. Список претензий к нему немалый: пропавшие политические оппоненты, разгон первого демократического парламента, монополизация власти, постоянное и причудливое давление на оппозицию, русификация, практика лишения работы по убеждению, «ручное» управление экономикой, ее огосударствление («государственный капитализм» с ударением на первом слове)… Так в современной Европе (а страны ЕС и Украины посещает немало белорусов) не делается. Как показывает опыт Муаммара Каддафи — и для Африки подобных нескольких десятков лет правления много. Его основа — социальное удовлетворение подавляющего большинства избирателей. Долгое время нынешнему главе белорусского государства удавалось его обеспечивать даже при условии западных санкций (более персонифицированных), используя для этого маневрирование вокруг Москвы и, частично, привлекая Китай. В последние годы балансировка усиливалась за счет интенсификации контактов с западными странами — как ЕС, так и США. Но нынешний коронавирусный кризис существенно повлиял на ситуацию.
Революции происходят не тогда, когда все плохо. А тогда, когда ожидания значительно превышают то, что у нас есть. Собственно — на их разрыве. В таком случае развитие «спящих» общественных тенденций ускоряется в разы, люди активизируются — ведь они не получают того, на что рассчитывали. Причем каждый не получил что-то свое. В результате возникает синергетический эффект. Подобная ситуация сложилась в Беларуси. Для формирования протестных общественных настроений главное — не факт лучшего или худшего положения, а его чувства. В таком случае крайне важно лицо, которое становится их выразителем. Критически важным, чтобы такое лицо воспринималась как единый кандидат против существующей системы.
Как это делается, украинцы очень хорошо увидели в 2019. Более древняя история: Украинское Государство в 1918 в экономическом плане было довольно успешной страной, в 1919 г. наступила разруха, но перед тем общественные настроения и действия политиков были направлены на свержение гетмана. В конце концов, все получили результат. Но желаемый ли? Следует помнить: революция — шанс на перемены. Но они возникают в том случае, если изменений не удалось достичь другим, менее травматичным путем. И это всегда потери, в том числе — необратимые.
Понятно, что во всем есть свой предел, почувствовать его — где расчет, а может и искусство власти. Не стоит забывать и о внешних факторах — их продуманное влияние способно если не определять, то направлять развитие внутриполитических процессов. И об этом не стоит забывать ни власти, ни оппозиции — если они вместе заинтересованы в сохранении и успешном развитии собственной страны.
На днях под лозунгом «Вместе за сильную и процветающую Беларусь!» Александр Лукашенко выступил с посланием к народу накануне выборов. Внешний антураж очень напоминает советский и (недавней нашей памяти) постсоветский. Язык доклада Президента Республики Беларусь — русский (подобное даже в худшие времена в Украине было невозможно). То есть все направлено на традиционного консервативного русскоязычного белорусского избирателя, который в последнее время заколебался (даже бабушки). Содержание интересное — глобализация, пандемия как испытание, столкновения США и Китая, кризис интеграционных структур, геополитический разлом, новые шансы в связи со всемирным кризисом… Правда, с очень знакомыми из прошлого размышлениями где, сколько, каких предприятий необходимо построить. Почему этим бизнесом должны заниматься облисполкомы. Мало или вообще ничего о реформах и о развитии инфраструктуры.
На этом фоне подчеркивается ценность собственного государства и независимой страны, ее роль как места, куда всегда можно вернуться, готовность бороться за самостоятельный путь развития.
На канале YouToube, где размещена эта речь, около 5 тысяч ее комментариев. Среди них — несколько положительных: «моцный, моцный, стоит прызнаць. Моцная прамова», «Жители страны Белорусь!!!!!!!! Хотите горя? Уберите Лукашенко. Страна пойдет по криминальному пути», «Маладец бацька здаровя вам! Маладец Лукашенку». Но они тонут в массе абсолютного большинства такого рода: «Скатывается в пропасть, Саша, успокойся, тебе Пора на пенсию», «Саня, беги в Ростов», «Я-то думал, советский гимн заиграет и запоет». Стеб, шутки, злоба, ругательства, ненависть…
Мы видели, как подобные вещи делались в Украине, а потом поняли кем — да не персонально, но теперь украинцам не нужно объяснять, что такое «фабрики троллей» и замаскированные под друзей и патриотов страницы в социальных сетях. «Белорусы не представляют, какая мутня их ожидает», — так прокомментировал развитие событий украинский корреспондент. Цель этой «мутни» понятна — повышение уровня гражданского противостояния, доведение до состояния, когда стороны не способны договариваться. Трижды во время Евромайдана казалось — власть и оппозиция нашли почву для компромисса, поэтому мы предотвратим от нежелательного сценария. Но нет — каждый раз кто-то вмешивался и противостояние выходило на новый уровень напряжения — до расстрелов и паралича государства включительно. Прививки частично подействовали — мы стали осторожнее и спокойнее в своих реакциях (вряд ли умнее). Белорусы пока беззащитны перед подобным манипулированием.
Осенью 1918 г. на фоне подготовки к восстанию украинских социалистических партий против политического режима гетмана Павла Скоропадского как вариант рассматривался такой: оставить его на посту главы Украинского государства, но фактическую исполнительную власть передать оппозиции. Не удалось, несмотря на многочисленные контакты и взаимные обещания — победили радикальные настроения. Как выяснилось, решительно был настроен будущий глава Директории УНР Владимир Винниченко — тогда он о чем-то договаривался с Кремлем и тот ему что-то обещал. Невмешательство. И похоже на то, что Владимир Кириллович поверил. Результат известен — гетмана устранили, а страну бросили в объятия красной России.
История частично повторилась в феврале 2014 года — радикальные настроения (не без помощи извне) победили, Януковича сбросили (при этом кто-то испугал его безумно). Россия снова не замедлила этим воспользоваться. На этот раз «что-то пошло не так», причем несколько раз подряд. Поэтому план по уничтожению украинского государства потерпел неудачу, очередное «братское» нашествие Украина отразила, но дорогой ценой. При этом опасность не исчезла, цель Москвы осталась та же. И в отношении Беларуси — здесь мы одинаковые. В Украине до сих пор есть люди, которые верят в возможность договориться о мире с Россией. Что уж говорить о сябрах, ведь пока они не слишком почувствовали, с кем имеют дело. И в принципе — можно ли доверять хоть чему-то, что идет из Москвы. Безразлично — от власти или оппозиции. В имперском мировосприятии они едины.
Сейчас значительная часть белорусов находится в состоянии эйфории — надежды на желанные изменения в стране выглядят очень реалистично. Больше, чем прежде. Это очень широкое народное движение, правдивые чувства, искренние эмоции. Они не сегодня появились — неоднократно на улицах Гомеля с автором этих строк бывали случаи, когда белорусы, узнав, что гости из Украины, проявляли большую открытость и резкость в оценках действий власти и лично главы государства. Даже нас шокировали. Такие настроения должны были себя проявить.
Другая сторона дела — состояние постоянного стресса продолжается неделями и месяцами. Тогда все воспринимается обостренно, нервно, возникает подсознательное желание скорейшей развязки, ищешь внешней поддержки и понимания, становишься склонным к радикальным шагам, на которые не решаешься при обычных обстоятельствах. Реальность меняется, возникает новая — теперь она частично виртуальная. И этим откровенно пользуются. Очень благоприятная почва для манипуляций человеческим сознанием. Устоять трудно, голосов, призывающих к сдержанности, немного. Среди них — лидер Белорусского народного фронта, политэмигрант Зенон Позняк. Он подчеркивает — берегите Беларусь.
Где быть нам и как действовать — очевидно, поддерживать белорусов и одновременно пытаться предостеречь их от иезуитских действий общего врага. Нет такого преступления, на которое не пойдет «та сторона» ради достижения своей цели — восстановления империи. Люди для нее винтики, а их чувства — лишь поле деятельности. Преодолеть эту мировую беду можно, если понимаешь ее цель, знаешь о промежуточные цели и методы применяемые (сознательно или «в темную»). Это значит — уметь слышать не только свои желания, оставаться прагматиком, идти на компромиссы. Как бы ни разворачивались события. Но больше всего беречь собственное государство, его независимость и территориальную целостность.
Пусть живет Беларусь!