Помимо преодоления трудностей, связанных с созданием эффективной вакцины и ее испытаниями, производством и распространением, важно добиться общественного доверия и поддержать его, чтобы многие люди согласились на прививки для создания коллективного иммунитета против вируса, возможно для этого понадобятся две трети населения. Многие экспериментальные вакцины, вероятно, потерпят фиаско в ходе исследований или клинических испытаний; таков процесс научных исследований. Поэтому вдвойне важно, чтобы доверие не оказалось поколеблено торопливыми или излишними политическими ошибками.
Российская вакцина «Спутник V» была протестирована на небольшом количестве добровольцев; институт планировал использовать лишь 38 человек. Никакой информации опубликовано не было. Россия заявила, что следующим шагом будут более обширные испытания — на 2 тысячах человек. Этого существенно не хватает для третьей стадии клинических испытаний с участием десятков тысяч человек, как принято в системах правового регулирования в области вакцин в США и Европе. Если что-то пойдет не так — возникнут серьезные побочные эффекты или выявится неспособность блокировать вирус и облегчить его симптомы — попытка господина Путина снискать славу выльется в массовое разочарование.
По всему миру сейчас растет недоверие к прививкам, отчасти с подачи безответственного движения противников вакцинации, распространяющего подозрения и теории заговора, зачастую через социальные сети. В ходе опроса «Гэллап Полл» (Gallup Poll), проведенном с 20 июля по 2 августа, лишь 65% респондентов сказали, что согласятся на прививку вакциной от коронавируса, в то время как 35% ответили, что откажутся. Сравните это с поведением в реальном мире: в Соединенных Штатах 91,5% детей в возрасте от 19 до 35 месяцев прививаются от кори, свинки и краснухи; 92,7% вакцинируются от полиомиелита. Что интересно, «Гэллап» подчеркивает, что, когда взрослым в 1954 году задавали вопрос о новой на тот момент вакцине от полиомиелита, всего лишь 60% заявили о готовности ее принять, в то время как 31% опрошенных ответили отказом.
Поспешная попытка создать вакцину администрацией Трампа — «Операция скорость света» (Operation Warp Speed) — дает повод для беспокойства, что кто-то может попытаться пойти в обход законодательства перед ноябрьскими выборами. Представитель Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов Стивен М. Хан (Stephen M. Hahn) недавно клялся на страницах нашего издания, что одобрение «будет основано исключительно на качественных научных исследованиях и сведениях». Доктор Хан должен держать оборону, чтобы отразить возможное давление со стороны Белого дома, сопоставимое с тем, что применялось ради гидроксихлорокина.
Чтобы сохранить надежду на победу над пандемией, нельзя утратить общественное доверие при разработке вакцины. Любая оплошность, бросающая хотя бы тень сомнения, способна обернуться катастрофическими последствиями.